
Вступление президента Дональда Трампа в должность предвещало быстрые и резкие изменения для Америки и всего мира. Реальность превосходит ожидания. Состоялся телефонный разговор президентов, в Эр-Рияде прошли первые встречи официальных делегаций, ими сформированных. В конце месяца главы РФ и США могут встретиться сами.
Крупных новостей – масса, ожиданий – ещё больше. Очевидно: всё, что можно сделать для прекращения трагедии, разрушительной для России и всего мира, необходимо сделать. У многих людей это желание столь сильно, что они хотят уже начинать праздновать. Не рано ли?
И дело не в том, что о договорённостях президентов известно мало. Трамп написал в соцсети, что обсуждали Украину, Ближний Восток, энергетику, искусственный интеллект, силу доллара и другие вопросы. Телефонный разговор он назвал великолепным (других у него не бывает, разве что «блестящие»). С нашей стороны Дмитрий Песков ограничился не менее обтекаемой оценкой: разговор «конструктивный, рабочий, доброжелательный».
Но всё же некоторые сигналы прозвучали. На Мюнхенской конференции по безопасности новый шеф Пентагона П. Хегсет заявил, что возврат Украины к границам до 2014 года невозможен и вступление Украины в НАТО не состоится. Первое настолько верно, что даже предыдущая администрация под конец срока начала это признавать.
В отношении членства Украины в НАТО реальная ситуация резко отличается от риторики. Более десяти лет – и в последние годы это ещё вернее, чем раньше – я повторяю: Западу Украина в НАТО на самом деле не нужна. Это могло быть актуально в мирные времена до 2014 года, но не в условиях военного конфликта любой напряжённости. Обещание членства Запад использует, чтобы поддержать провокации и военные действия Киева, в стиле «воюй (вплоть до последнего украинца), мы тебя поддержим» – но без всяких обязательств со своей стороны. Украину используют как расходный материал, угрозу и инструмент давления на Россию. Членство Киева в НАТО обязало бы Запад вступить в войну против РФ, чего ни одно западное правительство не хочет. Администрации Трампа Украина в НАТО нужна ещё меньше, чем кому-либо, но он хочет «продать» отказ от членства Украины в НАТО как крупную уступку для России.
Вместе с приятными для русского слуха обещаниями министр Хегсет говорил о «смертоносности» – его любимое слово – американской силы и предложил новый слоган: «Мы должны сделать НАТО снова великим». Будто бы до сих пор НАТО было слабаком. Однако основным ньюсмейкером на Мюнхенской конференции стал вице-президент США Джей Ди Вэнс. В отличие от многих собравшихся, он видит главной угрозу не внешнюю, а внутреннюю, и не где-нибудь, а в самой Европе. И обвиняет он даже центристские власти европейских стран, ни много ни мало, в предательстве принципов свободы слова и демократии. Их вина, в частности, в том, что препятствуют крайне правым партиям выражать своё мнение, которое нередко содержит призывы к насилию и ненависти в отношении мигрантов и ислама, и мешают им брать власть. Вэнс даже пригрозил проблемами в трансатлантическом партнёрстве. В Европе многие расценили эту речь как объявление «идеологической войны». Подобное обещает серьёзное противостояние в будущем, и Россия в него будет обязательно втянута. На таком фоне тяжелейший конфликт на Украине может померкнуть.