Юрий Коваленко, собкор «ЛГ», Париж
Чайковский для меня – это Пушкин в музыке: мастерство, стройность, царственность. И элегантность, танцевальность. Пушкин лучше всех писал о балете.
Джордж Баланчин
Десятого апреля более чем в 130 кинозалах Франции начинается серия прямых трансляций балета «Спящая красавица», который после десятилетнего перерыва вернулся на сцену парижской Оперы – Бастилии. Такие сеансы позволяют многократно расширить аудиторию одного из величайших балетов, который сравнивают с «бриллиантом чистой воды».
Наряду с такими произведениями Чайковского, как «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «Спящая красавица» занимает исключительное место в творческом наследии Рудольфа Нуреева – хореографа. В бытность свою худруком балетной труппы он поставил здесь девять балетов, которые на протяжении четырех десятилетий являются основой репертуара парижской Оперы. Но именно «Спящую красавицу» Нуреев называл «балетом балетов». Он сам танцевал партию принца Дезире сначала на сцене Кировского театра – ныне Мариинского, затем в Париже и в театрах всего мира.
Худрук парижской Оперы Жозе Мартинес долго не решался вернуть «Спящую красавицу», сравнивая ее постановку с восхождением на Гималаи. Он опасался, что молодое поколение артистов «не потянет», а публика устанет от перформанса продолжительностью в 3 часа 10 минут. Он даже предложил Фонду Рудольфа Нуреева, который располагает авторскими правами на его произведения, сократить постановку до двух часов. Но, к счастью, получил отказ.
Когда Нуреев в 1989 году готовил в Париже «Спящую красавицу», он пригласил на роль принца звезду Большого театра Ирека Мухамедова. Сегодня почти 40 лет спустя Ирек участвовал в восстановлении спектакля в качестве педагога – репетитора.
«Нуреев на балетном пьедестале»

- Возвращение «Спящей красавицы», которую публика встречает с неизменным восторгом, - событие для нашего театра, - подчеркивает в беседе с «ЛГ» Ирек Мухамедов. - Это трудное испытание для всех артистов - будь то этуалей или кордебалета. Мы репетировали «Спящую красавицу» буквально с утра до вечера. В свое время Нуреев обогатил постановку, обнаружив много забытой музыки Чайковского, которая по разным причинам подверглась купюрам. Такой спектакль заставляет артистов совершенствоваться – и это касается всей балетной классики. Хореография Нуреева очень трудная, это «сто движений на одну ноту». Каждая партия, па-де-де или пируэт — настоящий вызов. В «Спящей красавице» он расширил роль принца Дезире, который стал одним из главных персонажей.
- Нуреев остается на балетном пьедестале, - продолжает Ирек Мухамедов. - К его наследию постоянно возвращаются. В Школе танца при парижской Опере (более двух десятилетий ее возглавляет нуреевская ученица Элизабет Платель – Ю.К.) твердо следуют его «заветам». Нуреев по-прежнему на пьедестале. До его появления в парижской Опере танцевали легко и поверхностно, а Рудольф превратил балетную труппу в одну из лучших в мире.
Терпсихора покоряет Гималаи

Великий хореограф Джордж Баланчин отдавал пальму первенства «Спящей красавице» при сравнении ее с «Лебединым озером». (В этом был убежден и знаменитый танцовщик и хореограф Федор Лопухов, который в разное время возглавлял Мариинский театр). Гениальная музыка Чайковского, говорил Баланчин, который впервые дебютировал в театре маленьким мальчиком опять-таки в «Спящей красавице», - «невероятно помогает: выходишь на сцену - и вдруг все получается, все легко, ты летишь,... «Спящая красавица» должна быть шикарным зрелищем».
Именно таким она получилась и в постановке Нуреева. Мы видим спектакль волшебный, завораживающий, феерический, не скупятся на восторги рецензенты. Вопреки опасениям Мартинеса, штурм балетных Гималаев удался. В результате русско-французская Терпсихора оказалось на высоте.
Одной из удач нынешнего спектакля критика называет дуэт двух молодых звезд – в роли принцессы Авроры Блен Баттистони и в роли принца Дезире - Гийома Диопа (сына француженки и известного сенегальского поэта), который первым из темнокожих танцовщиков недавно удостоился звания этуали.
«Онегин, добрый мой приятель»
В минувшем марте «Спящей красавице» предшествовал популярный балет Джона Кранко «Онегин», который лет десять назад поставили в Большом театре. Напомним, что английский хореограф использовал не оперу Чайковского, а его фортепьянные и оркестровые сочинения.
И вот только что объявлена программа Оперы на сезон 2025/2026, которая по обыкновению полностью обновлена и в балете, и в опере. Что нового? Чайковский и Пушкин! Они вернутся оперой «Евгений Онегин», которая шла в 2017 году с Анной Нетребко - Татьяной. На этот раз в роли оперного постановщика дебютирует известный английский актер и режиссер Рейф Файнс, который сыграл Онегина в одноименном фильме, снятом его сестрой Мартой. Он говорит по-русски, хорошо знает русскую культуру и выступил автором ленты «Нуреев. Белый ворон», в котором рискнул сыграть самого Пушкина Александра Ивановича – любимого балетного педагога Рудольфа. В новом «Евгении Онегине» заглавную партию исполнит российский баритон Борис Пинхасович, а роль Татьяны – армянская меццо-сопрано Рузан Манташян.
Что же касается Анны Нетребко, которая по-прежнему исключительно популярна во Франции, то нашу диву ждут в «Бале - маскараде». Ее партнером будет солист Большого театра Игорь Головатенко. Другая отечественная прима Аида Гарифуллина объявлена в «Травиате», а в «Аиде» поет Роман Бурденко, который в нынешнем году трижды приезжал на берега Сены. В общей сложности, в будущем сезоне в парижской Опере выступят около двадцати русских певцов – от звезд до дебютантов.
В балетном репертуаре 2025/2026 хедлайнером остается Рудольф Нуреев – на сей раз с «Ромео и Джульеттой» и «Баядеркой». Кроме того, покажут балет Джорджа Баланчина «Темы и вариации» на музыку опять-таки Чайковского. Наконец, очередной камбэк совершит неувядаемая «Жизель», которая уже больше века идет с декорациями и костюмами вождя мирискусников Александра Бенуа.