В последнем номере «ЛГ» за 2020 год опубликован материал профессора МАРХИ Ирины Коробьиной «Спасите Балаклаву!». В нём высказаны опасения, что в результате строительства марины на 600 яхт будет, по сути, уничтожено уникальное историко-природное явление. Автор указывает, что потенциал Балаклавы, воспетой великими писателями и художниками, требует особого подхода – бережного сохранения «гения места», который вобрал в себя и неповторимый природный ландшафт, и памятники архитектуры, и славную историю. Тему продолжает севастопольский архитектор, работающий в регионе с начала 70-х годов ХХ века.
«Какое чудесное место! И как хорошо, что у вас не хватило денег всё это испортить!» – весьма точно отозвался о Балаклаве один американский яхтсмен, оказавшийся в наших краях в 1998 году. С тех пор уникальную бухту неоднократно пытались превратить в доходное место, территорию «распиливали», разворовывали, в СМИ мелькали звучные мафиозные имена собственников старинных зданий и помпезных яхт. «Украинская элита» захватывала лакомые территории и объекты Крымского полуострова, в том числе, разумеется, и Балаклаву, которой за десятилетия нещадной эксплуатации был нанесён значительный ущерб. И вот после 2014 года – новая веха, новые управленцы, новые планы и очень-очень много денег.
Стратегия создания образцово-показательного региона России – разумна, и она позволит решить многие накопившиеся проблемы полуострова. Однако может создать и новые. Дело в том, что местная власть, следуя своей политической логике, ищет повод впечатлить успехами высшее руководство. И нередко делает это в ущерб интересам того самого «местного населения», ради которого и должны осуществляться градостроительные реформы.
Кроме того, среднестатистический региональный чиновник не принимает во внимание такие тонкие материи, как, например, культурный ландшафт, не считает ценностью категорию «духа места». Энергичным менеджерам всё это представляется нелепым интеллигентским чудачеством.
На фоне катастрофы, к которой пришёл Крым за годы украинской юрисдикции, легко манипулировать общественным мнением – достаточно пообещать элементарное: капремонт, дороги, канализацию. Крымчанам сегодня не до нюансов, им можно предложить даже самый сомнительный проект, упаковав его в яркую обёртку и обеспечив пиар-поддержку.
Так и произошло в нашем случае. Власти представили на общественные слушания «Проект создания яхтенной марины в Балаклаве», не задавшись главным вопросом: а нужна ли Балаклаве яхтенная марина и что это вообще такое? Идея была представлена как некое изначальное благо.
Но когда начинаешь разбираться в деталях, поражаешься поверхностности проработки начинания. Или хуже: нежеланию называть вещи своими именами. К примеру, вдохновитель проекта зам. губернатора Севастополя Мария Литовко заявила, что марина – порт для маломерных судов. Но это не совсем так. Формулировки имеют значение – за ними суть.
Порт – это место для стоянки, погрузки-разгрузки, ремонта судов. Балаклавская бухта – не порт. А маломерное судно имеет длину корпуса 24 (!) метра и менее (ГОСТ Р 57617 – 2017). Марина – это специально оборудованная гавань, на смежных территориях которой экипажам маломерных судов предоставляются различные услуги. Основная функция марины – именно удовлетворение интересов владельцев водных транспортных средств. Другие функции на территории (акватории) марины обычно отсутствуют. Часто сюда ограничен доступ, как в любую камеру хранения личного имущества.
Удивительно, но в официальном «Проекте создания яхтенной марины в Балаклаве» про марину, по сути, ничего не сказано. Проект включает в себя расчистку бухты, модернизацию инфраструктуры, гидротехнических сооружений, подъездных дорог, реконструкцию объектов набережной и т.д. Всё это, разумеется, не вызывает возражений, перечисленные проблемы актуальны, но к марине имеют лишь косвенное отношение – их необходимо решать в любом случае.
Общественности предложили обсуждать проект в отсутствие предмета обсуждения – хотя бы основных характеристик марины. Никакой конкретики. Цифра в 600 судов стала известна лишь из интервью М. Литовко и никак ею не обоснована. Вопросов возникает масса, но вместо ответов в местных безропотных СМИ обнародуются парадные отчёты, публикуются «визуализации», не имеющие отношения к профессиональной работе архитекторов. Это – небрежная, топорная картинка, по которой, впрочем, можно судить о вкусе проектантов и предполагаемом ущербе памятнику природы и культуры.
Проект создан неким «ООО», с уставным капиталом в 10 000 руб., которое, судя по презентации, специализируется на землеустройстве, кадастровых работах, инженерных изысканиях. Всё это весьма ценно, но историческая и культурная значимость Балаклавы предполагает совсем иной масштаб осмысления, требует сложных, по-настоящему творческих градостроительных, архитектурных решений. Но нам предлагают закатать набережную белой плиткой и высадить пальмы – дорого-богато, как в Арабских Эмиратах.
Зачем же столько сил потрачено на пиар-раскрутку «Проекта марины»? Ради чего запланированы миллиардные бюджетные вливания в инфраструктуру Балаклавы? Подозрительность, основанная на опыте жизни в Крыму, заставляет искать закулисных выгодополучателей. Кроме владельцев фешенебельных яхт (рядом с которыми вряд ли найдётся место и балаклавским рыбакам, и дельфинам, и обычным непритязательным туристам) есть ещё кто-то?
Ходят слухи, что главную выгоду извлекут девелоперы, в том числе владельцы проекта «Яхтенной деревни». Он был утверждён за два дня до увольнения прежнего губернатора Севастополя Овсянникова. В Сети появились публикации о таинственной компании, получившей на западном берегу Балаклавской бухты участок площадью 20 гектаров. Фирма имеет те же самые 10 000 руб. уставного капитала, зарегистрирована в мае прошлого года, а владелец –некий предприниматель из Ростовской области…
Итак, в конце 2020 года «Проект создания яхтенной марины в Балаклаве» официально прошёл общественные слушания. По документам в них приняли участие один человек и три юридических лица, хотя на предварительном этапе М. Литовко сообщала в СМИ об интересе местных жителей, которые бурно обсуждали, нужны ли на набережной пальмы или лучше высадить более тенистые растения… Я в общественных слушаниях решил не участвовать, потому что предметом обсуждения всё-таки должна быть не проблема пальм.
Допускаю, что идея создания марины имеет право на жизнь, но её следует тщательно проработать. При организации яхтенной гавани следует ответить на главный вопрос: сколько судов может принять акватория без угрозы биологическому состоянию бухты. Методика обоснования количества судов должна быть авторитетна, аргументированна и понятна.
Кроме того, нельзя преобразовывать фрагмент жизненного пространства, не понимая его связей и взаимодействия со всем пространством в целом. Создавать марину, не имея общей концепции Балаклавы, – непрофессионально! Сегодня такой концепции не существует, да и понимания, как подобные задачи решаются, у инициаторов проекта, судя по всему, нет. Губернатор М. Развожаев – историк по образованию, зам. губернатора М. Литовко – выпускница университета МВД и МГИМО. Впрочем, они и не обязаны разбираться в тонкостях подобного рода, а должны опираться на мнение архитекторов. Но в Севастополе и департаментом архитектуры руководит юрист.
Очевидно, что проект должен содержать предложения по гармоничному сосуществованию разнохарактерных функций: существующих (рыбный промысел, морские прогулки и т.д.) и предлагаемых (стоянка и хранение судов). Проект должен исчерпывающе доказывать, что в результате новаций сохранится «дух места», культурно-историческая значимость Балаклавы. Сейчас это только декларации и «красивые картинки» для отчёта перед московским начальством.
От редакции. «ЛГ» готова предоставить возможность высказаться на страницах газеты представителям администрации Севастополя
В ТЕМУ
Из путеводителя по Крыму Григория Москвича 1904 г.
Балаклава по своему местоположению восхитительна. В большинстве случаев один город похож на другой, но Балаклава выделяется своей оригинальностью. За стенами Балаклавы – нет больше Балаклавы. Балаклава – одна. Она хороша, откуда бы вы на нее ни смотрели: с окружающих её гор, на которых сохранились ещё остатки генуэзских башен, или со шлюпки, скользящей по тихой бухте с водой цвета бирюзы. Новый человек в таком восхищении от «Крошки-города», спрятавшегося у подножья горы, что не брюзжит даже по поводу отсутствия растительности.
В Балаклаву едут купаться и «лечиться тишиной». Нервного, измученного шумной жизнью большого города человека Балаклава в месяц-два успокаивает. Лазанье по горам, купанье, морские прогулки, рыбная ловля – всё это лучше всяких изделий латинской кухни…
http://virtual-sevastopol.ru/album/balaklava/gora_tavros_3_360.html