В средствах массовой информации часто обсуждают тему экологически вредных реагентов на улицах Москвы. Принципиальная позиция столичных властей и это было доказано не раз, что качество применяемых ныне антигололёдных растворов в столице отвечает всем требованиям экологической безопасности. Они проходят тщательное тестирование многочисленных экспертных комиссий, проверяются в лабораториях. И всё, что может нанести вред здоровью населения, технике, дорожным коммуникациям, транспорту, окружающей среде, в Москве использовать запрещено.
Качество противогололёдных средств постоянно контролирует межведомственная рабочая группа, созданная по распоряжению столичного правительства. В её состав входят представители различных ведомств, независимых экспертных организаций, институтов. Несомненно, огромную роль в отборе качественной продукции играет ежегодное проведение конкурсов на лучшего поставщика реагентов в Москву. В итоге, как свидетельствуют результаты почвенно-экологического мониторинга, хлоридного «засоления» городских почв в последние годы (начиная с 2005-го) не выявлено, а количество тяжёлых металлов в атмосфере не представляет экологической опасности.
Вместе с тем можно согласиться, что воздух в центре Москвы, особенно в час пик, действительно не такой, как в сосновом бору. Но виноваты в этом не реагенты, а, как показывают исследования, свинцовые пары некачественного бензина, выбрасываемые в атмосферу из выхлопных труб многочисленных автомобилей. Ежегодно воздух столицы «обогащается» 1 миллионом тонн отработанных автогазов. Для сравнения следует отметить, что автомобили, передвигающиеся только по центру Москвы, выделяют около 150 тысяч тонн загрязняющих веществ ежегодно, в то время как на промышленные предприятия, работающие в ЦАО, приходится лишь 2 тысячи тонн. Именно от автомобилей исходит около 83% загрязнения воздуха в Москве. По данным ГИБДД, сейчас в мегаполисе зарегистрировано 3,2 млн машин. Ежегодно их количество увеличивается ещё на 140–150 тысяч. Так что обстановка явно не благоприятствует очищению природной среды.
Неизвестно, чем и как мы дышали бы сегодня, если бы столичное правительство не принимало действенные меры по снижению вредного влияния нефтепродуктов на окружающую среду. Создана система контроля качества моторного топлива, введены штрафные санкции за нарушение экологических требований к бензину. Суммы штрафов для производителей некачественного бензина весьма внушительные – от 400 тысяч до 1 млн рублей. Так, в прошлом году с организаций, поставляющих «палёный» бензин, был взыскан штраф на общую сумму 25 млн 400 тысяч рублей. В результате в нашем городе за последние три года воздух стал значительно чище.
Но тем не менее ситуация с качеством моторного топлива остаётся тревожной. В прошлом году инспекторы Департамента природопользования и охраны окружающей среды взяли 1150 проб бензина на АЗС города и выявили, что 67 из них не соответствуют экологическим требованиям. Несмотря на существование Федерального закона «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации», контролёры регулярно выявляли случаи реализации бензина, в котором содержание свинца превышало установленные нормы.
Вполне возможно, что кардинально изменило бы ситуацию к лучшему использование всеми автомобилистами нового топлива «Евро-3». Этого в последние годы добивается городское руководство от транспортников. Именно этот вид бензина признан специалистами наиболее безопасным для окружающей среды на сегодняшний день. Однако все усилия в этом направлении тормозятся федеральными властями, которые отложили на два года вступление в силу нового техрегламента, касающегося использования очищенного моторного топлива. Ранее предполагалось, что производство дешёвого бензина стандарта «Евро-2» будет запрещено и вместо него наши автомобилисты в 2009–2010 гг. перейдут на «Евро-3», а с 2013-го – на «Евро-4». А там подошла бы очередь и совершенного с точки зрения экологии бензина «Евро-5». Но все эти планы застопорились. Объяснялось это тем, что некоторые нефтеперерабатывающие предприятия не успевают в заданный срок модернизировать мощности по производству высокооктанового бензина. Но на деле оказалось, что многие их владельцы просто не хотели тратить на это деньги. Им гораздо выгоднее «гнать» дешёвый бензин. Да и среди водителей оказалось немало тех, кто не желает платить за качественный «Евро-3», если их автомобили могут ездить на более дешёвом бензине стандарта «Евро-2». А это – более 90% российского автопарка.
Видимо, начинать решать эту проблему надо с модернизации экологического сознания российских транспортников, которые используют некачественный, но дешёвый бензин в ущерб городу, а экологическую вину вменяют реагентам.