В канун Нового года дети получили подарок – всероссийскую «Карусель». Канал создан указом президента РФ и объединил ранее действовавшие «Бибигон» и «Теленяню». В продвижении «Карусели» в эфир, согласно информации, размещённой на сайте телеканала, приняли участие психологи, педагоги и даже авторы инновационных образовательных программ. «Карусель» заявлена как яркий калейдоскоп из лучших образовательных и развлекательных шоу, любимых фильмов и мультфильмов, весёлых викторин и игровых проектов.
Звучит обнадёживающе – тем более что одновременно с появлением «Карусели» был принят Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Теперь, когда в основу детского телевидения положены принципы просвещения, а не одного только развлечения, подкреплённые достойным содержанием, опирающиеся на надёжную правовую основу, нашим детям, кажется, больше не угрожают потоки грязи и негатива с экрана.
Но повод для оптимизма есть лишь на первый взгляд. Федеральный закон о защите детей вступит в силу только с 1 сентября 2012 года. Что же касается «Карусели», то и она не спешит выполнять данные обещания. При регулярном просмотре выясняется, что чисто образовательных программ на «Карусели» немного. «Лекции по русской литературе» выходят два раза в неделю. «Лекции по истории», к слову сказать, весьма интересные и взрослым зрителям благодаря лекциям историку И.Н. Данилевскому, с его нетрадиционным взглядом на известные факты русской истории, – всего раз в неделю. «Уроки хороших манер» и «Какое ИЗОбразие!», которые по очереди выходят каждый день, в подлинном смысле слова образовательными не назовёшь. Известный телеведущий Алексей Лысенков и преподаватели гуманитарных дисциплин рассказывают почему-то нарисованным, а не настоящим ученикам о мировой художественной культуре и основах этикета. Каждый «урок» длится всего десять–пятнадцать минут. Столько же длится ещё одна ежедневно выходящая программа «Нарисованные и100рии» – очередная дань «современному» (читай: западному) методу образования. Факты всемирной истории здесь излагаются в комиксах – кто-то счёл, что современные дети усваивают серьёзный материал только через картинки. Русскому языку – правильному написанию и произношению, а также происхождению слов и устойчивых выражений посвящена программа «Говорим без ошибок», выходящая два-три раза в неделю по пятнадцать минут. Собственно, это всё из образовательно-просветительского. Остальное эфирное время делят между собой телеигры, телевикторины и мультфильмы.
Игры и викторины, направленные на популяризацию у школьников знаний в области русского языка, литературы, истории, географии, конечно, нужны. Удручают, во-первых, невысокий уровень сложности предлагаемых заданий, а во-вторых, что гораздо печальнее, крайне низкий уровень знаний участников. Прозвучавший в телеигре «Вопрос на засыпку» вопрос «Какая река течёт в Москве – Москва, Нева или Днепр?» заставил команду младших школьников всерьёз задуматься. При этом ход рассуждений был таким: «Нева не подходит, она в Белоруссии течёт…»
Ведущие игр – симпатичные молодые люди, профессионально выполняющие свою работу. Больше сказать о них нечего. Разве что о ведущем игры «Большая буква», уж очень откровенно подражающем ведущему «Поля чудес». Может, стоило пригласить на роль ведущего самого Якубовича? Звёздные персоны на детском телевидении – один из рецептов популяризации «разумного, доброго, вечного». Пока же такую функцию выполняет единственное известное лицо – ироничный Андрей Ургант, ведущий интеллектуального шоу для старшеклассников «Властелин ума». Кстати, именно эта игра – самая интересная и познавательная из всех предлагаемых каналом – по непонятным причинам появляется в эфире в лучшем случае раз в неделю.
Удачей канала можно назвать волшебника Бериляку (передачи «Бериляка учится читать» и «Волшебный чуланчик»). Благодаря обаянию и артистизму молодого актёра Ричарда Бондарева Бериляка получился непосредственным и располагающим к себе. Именно такой экранный приятель и нужен малышам. Мой трёхлетний сын, ставший постоянным зрителем «Карусели», запомнил Бериляку со второго просмотра.
А вот девочка Стрекотуша в компании с Мишкой Тишкой (программа «Мы идём играть!»), убеждающие с экрана малышей повторять за ними логопедические считалки и песни, не вдохновляют, сколько бы ни убеждали в полезности, целесообразности и увлекательности программы в анонсах.
Парадокс или закономерность – большую часть мультфильмов «Карусели» составляют зарубежные (преимущественно почему-то французские и испанские). Иностранцы берут не только числом, но и длительностью. Один пример – за любимым несколькими поколениями «Леопольдом», который длится всего три минуты, следует полуторачасовой (!) испанский «Кевин в стране драконов: магический куб» с нелепыми животными, чудовищами со светящимися глазами и множеством хоботов, бессмысленной (если не сказать тупой) песенкой про «плохого Тристана, который в этом виноват сам».
На протяжении как минимум двух недель по вечерам в прайм-тайм мы с сыном попадали на один и тот же французский мультик, герои которого путешествуют по человеческому телу и изучают его устройство. Может быть, французские дети не такие, как наши, и их с детства приобщают к анатомии и физиологии, но мне такая натуралистичность внушила отвращение.
Наши родные мультики в эфире встречаются нечасто – преимущественно в праздники (23 февраля, 8 марта и т.п.) и выходные. Советские мультфильмы признаны лучшими во всём мире. Не одно поколение выросло на них. Они учат всему, чему необходимо учить детей, – и с нравственной, и с этической, и с образовательной точек зрения, не говоря уже о развитии образного мышления и фантазии. Лукавство «новых российских» и зарубежных мультиков – в отсутствии чёткого разделения добра и зла. А как можно вырастить духовно и нравственно здорового человека, если не объяснять ему с раннего детства, что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Понимают ли это создатели «Карусели»?
Любимых советских детских фильмов на канале поначалу не было вовсе. Но лёд тронулся – и с недавних пор по выходным и праздникам (рано утром или днём) детям выпадает редкая радость просмотра качественного детского и семейного кино. Почему только по выходным и праздникам? Достойных фильмов в советской золотой коллекции найдётся немало и хватило бы на все дни недели. Но нет – видимо, создатели канала в лице «психологов, педагогов и авторов инновационных образовательных программ» считают, что второсортные импортные сериалы вкупе с отечественными нашим детям полезнее и нужнее.
«Карусель» в изобилии предлагает программы по рисованию, музыке, спорту, зоологии и путешествиям (нередко скопированные с зарубежных аналогов). Их учат готовить, показывать фокусы и сочинять стихи в компании с не очень известными, но очень охотно декламирующими собственные стихи поэтами (программа «Чаепитие»). Учат ли при этом детей думать, размышлять, рождать собственные идеи? На это рассчитывать не приходится. Зарубежные принципы, позаимствованные нашим ТВ со времён распада СССР, продолжают процветать и на детском телевидении. Быть позитивным всегда и везде, смотреть на предметы и явления поверхностно, упрощённо, ещё лучше – по заданной кем-то формуле, а в результате – отсутствие индивидуальности, безликая серая масса. И это при том, что в СССР, который ругают за «обезличивание», ярких и неординарных личностей было во много раз больше, чем сегодня.
Альтернативы «Карусели» нет, а значит, смотреть её дети всё равно будут. И это совсем неплохо – в дозированном количестве. Мы же в очередной раз убедились: в любой задаче, даже такой общегосударственной важности, как нравственное воспитание детей, каждый должен рассчитывать на себя. То есть быть наготове, чтобы при помощи пульта остановить «Карусель».