Заметным событием минувшей недели стал обмен задержанными и заключёнными между Украиной и Россией в формате 35 на 35. За комментарием «ЛГ» обратилась к члену Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, политологу Богдану Безпалько.
– Можно услышать, что началось движение в правильном направлении, Украина прозрела, Зеленский – герой… Глава его офиса Андрей Богдан высказался о возможности придания русскому языку статуса официального в Донбассе. Что за всем этим? Деваться Украине некуда?
– Если в целом, на мой взгляд, обмен больше выгоден украинской стороне. Среди выданных ей лиц есть даже те, кто в 90-е годы выехал в Чечню и воевал там, по сути, с Россией. Эти боевики даже пытали и убивали наших военнопленных. Теперь вместо того, чтобы отбывать законное наказание, они обменяны. Даже на тех, кого нельзя с ними ставить в один ряд. Вышинский вообще был арестован за нелояльность как журналист, высказывавший иную точку зрения, и сидел, можно сказать, в качестве заложника для обмена на таких, как Станислав Клых и Николай Карпюк. Есть ещё Олег Сенцов, чья вина доказана судом. Он просто не успел реализовать планы, в результате чего могли погибнуть люди. Поэтому, думаю, Украине есть куда деваться. Более того, она наращивает определённое давление на Россию.
Безусловно, я рад, что получили свободу Кирилл Вышинский, Игорь Кимаковский, Алексей Седиков, Евгений Мефёдов, Максим Одинцов и другие. Да, обмен – сигнал позитивный, но пока ещё малозначимый. Продолжается и даже временами разгорается война в Донбассе, гибнут люди, разрушаются дома… Война по-прежнему продаётся украинской элитой и покупается элитой западной, которая видит в России угрозу в условиях глобальной конкуренции. Им выгодно сохранить конфликт на востоке и Украину в виде унитарного националистического государства, где будет преследоваться всё русское.
Не верю ни одному слову Богдана, главы офиса Зеленского. Мы слышали и слышим столько противоречивых заявлений от его окружения, что, если сложить их вместе, получится немыслимая какофония.
Что касается русского языка, ему нужно дать законные права на территории всей Украины. Для начала отменить дискриминационный закон в отношении языков, который там принят и действует. Пусть Зеленский отменит его, а затем, например, через референдум полноценно решит вопрос с русским языком. Но не думаю, что такое произойдёт. Это много раз обещали разные лидеры – от Кучмы до Януковича. Теперь кто-то надеется на Зеленского. На деле идёт заигрывание с людьми, которые в нём ещё не разочаровались. Он не выполнил пока ни одного предвыборного обещания. Не остановил войну, не наладил отношения с соседями, прежде всего с Россией. И так далее.
– Предсказывают оживление работы в рамках «нормандского формата». Какова красная линия для представителей ЛДНР и России, чтобы не предать интересы и ожидания граждан республик и нашей страны?
– Красная линия для жителей ЛДНР – возвращение в состав Украины. Никто из живущих там, минимум 90 процентов, не хочет этого. 22 августа, в День флага РФ, в Донбассе подняли наши триколоры. Это показывает, частью чего видят себя люди. Нельзя забывать, что после заключения Минских соглашений – при всей их мягкости для Украины – даже не видно, чтобы она решила что-то исполнять. Если был бы, кстати, жёсткий вариант, он бы предусматривал федерализацию или даже конфедеризацию страны.
Сейчас нужно добиваться прекращения огня, отвода тяжёлых вооружений и оживления, думаю, многолетних, если не многодесятилетних, переговоров. России нужно поддерживать республики так, как она может. Если отдаст их на съедение Украине, следом будет Крым, новые уступки – и не только во внешней политике. Станут требовать допуска к регистрации определённых кандидатов, партий, пересмотра итогов выборов… Это скажется и на обстановке в нашей стране, её авторитете. Она может превратиться в одно из полузависимых государств, торгующих ресурсами и обеспечивающих минимальный уровень жизни. Тогда потеряем всё. Нельзя идти на подобные шаги, уже прошли их в девяностые годы.