Можно ли сказать, чем закончится мировой кризис?
, руководитель Центра консервативных исследований, профессор МГУ:
– Я как раз сейчас пишу большую философскую статью на тему посткризисного мироустройства. И в этой работе рассуждаю о… грядущем конце света. Ни больше ни меньше.
На мой взгляд, разразившийся кризис не имеет шансов завершиться просто технологическим подстраиванием. Ситуация полностью вышла из-под контроля и уже никогда не впишется в старые нормы и формы. Мир, который мы знаем, этим кризисом закончится. Наступит мир новый, в котором больше не будет известной нам экономики, знакомых нам политических игроков, привычных для нас социальных законов.
Кризис утащит за собой то, что называется «социальным логосом». А это и есть конец света – западноевропейской культуры, цивилизации, хозяйственных укладов, социумов, разделения властей, рассудка и так далее. Кризис, как вселенский потоп, всё смоет. Что будет после него? Трудно сказать.
Люди думали и продолжают думать, что конец света не придёт никогда. Но они ошибаются. Людям кажется, что никакой смерти нет, а она – рядом. Им мнится, что всё длится вечно, но это «всё» когда-нибудь кончается. Люди считают, что жрать, воровать, безудержно наслаждаться – их законный удел, но это не так. Просто им надо перестать быть такими, каковы они есть. Причём немедленно. И постараться заняться совершенно иными вещами. Если мы знаем, что конец близок и смерть смотрит нам в лицо, мы точно постараемся отбросить всё лишнее, стать совершенно другими. Так что есть надежда, что кризис научит нас истине.
, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
– Никто толком не объясняет, что же в действительности происходит со страной и миром.
Как можно прогнозировать будущее, если мы до сих не видим, не чувствуем дна, на которое медленно, но ощутимо опускаемся? И сколько мы пролежим на этом дне, когда его достигнем? Задохнёмся, захлебнёмся, утонем или всё-таки всплывём? А если всплывём, то с помощью кого и чего? Ну давайте прикинем. Наверное, сегодня уместно было бы послушать, что говорит на сей счёт президент США Барак Обама. Крайне важны для России грядущие визиты в нашу страну людей из его окружения, в ходе которых станет понятнее, чего Россия может ожидать от самой сильной державы мира в сложившейся ситуации. Важными, на мой взгляд, станут встречи «Большой двадцатки» – лидеров самых развитых стран. На них будет решаться, возможно ли выбираться из кризиса общими усилиями или каждый будет делать это сам по себе… На мой взгляд, мы, опустившись ниже определённого предела, не сможем подняться самостоятельно, отдельно от других.
А вообще-то давайте будем строить глобальные футуристические прогнозы не ранее, чем через год. Сейчас это делать явно преждевременно.
, депутат Госдумы:
– Чего нам ждать? Думаю, существенно изменится соотношение между виртуальной и реальной экономикой. В пользу последней, разумеется. В мире сейчас активно занимаются расчётами этой пропорции, стараясь приблизить её к оптимальной, дабы не возникало в будущем всех этих крайне вредных финансовых «мыльных» пузырей.
В России до тех пор, пока у нас экономисты в правительстве ведут страну по инерциальному пути развития, каких-то качественных улучшений, судя по всему, увы, не произойдёт. Мы уже два раза наступили на одни и те же грабли, будем благодаря их упорству наступать и дальше. Не видно пока команды, способной перевести экономику нашего государства на инновационный путь.
Оптимистический сценарий, на мой взгляд, выглядит так. Уже сейчас есть пакет готовых законопроектов, позволяющих кардинально и в короткое время улучшить структуру нашей экономики. Они предусматривают налоговые льготы для отечественных предприятий, базовые изменения в государственной инновационной политике и многое другое.
Сумма прописью
Вряд ли, конечно, прогнозы наших экспертов удовлетворили читателей. Увы, сегодня действительно никто не знает, чем всё закончится. Ни у нас, ни за рубежом. Так что будем жить своим умом.