Александр Кондрашов
После необыкновенного успеха «Слова пацана» от талантливейшего Андрея Першина ждали продолжения его небывалого взлёта как суперуспешного режиссёра и продюсера. Напомню, под разухабистым псевдонимом Жора Крыжовников он неуклонно шёл к вершине российского кинематографического олимпа. «Горько!», «Самый лучший день», «Звоните ДиКаприо», «Лёд» и другие фильмы и сериалы, в которых Першин творил чудеса: у его кинокартин и народная любовь, и коммерческий успех, и заинтересованные споры критиков.
И вот новый сериал – «Москва слезам не верит» по мотивам сценария Валентина Черных с прибавлением в название давней фразы из программы «Взгляд»: «Всё только начинается».
Как только сериал появился в Сети, то сразу был подвергнут обструкции: «Халтура», «Это не «Оскар», это фастфуд», «Ремейк провалился»... Ругают, но смотрят, а многие хвалят!
Однако это не ремейк, это вполне самостоятельное произведение и возмущаться тем, как «испохаблен» всенародно любимый фильм, нет причин. Режиссёры Андрей Першин и Ольга Долматовская (а также сценарий писали Евгения Хрипкова, Алина Тяжлова, Аксинья Борисова и Юлия Гулян) лишь использовали некоторые мотивы ленты Владимира Меньшова и Валентина Черных. Так что творцам сериала нельзя предъявлять те же претензии, что создателям, например, ленты «Август» или сериала «Натали и Александр», которые абсолютно бессовестно отнеслись к литературному первоисточнику в первом случае и к Пушкину во втором. Першин же просто воспользовался главным сюжетным ходом и названием советского фильма, чтобы создать портрет своего поколения, тех, кому сейчас 40+, кто в нулевых только начал завоёвывать Москву, а в 20 е уже завоевал или воюет до сих пор.
Герои сериала в отличие от меньшовских персонажей на «типичных представителей» не тянут, и ничего особо архетипического, поколенческого в них нет. Наивных провинциалок рабоче-крестьянского происхождения второй половины 50-х, которые в большинстве своём потеряли невинность одновременно со своими мужьями, сменили «завоевательницы» нулевых. Первые четыре серии першинские девушки провели в активнейшем поиске.
Оля, трепетная студентка-медичка (Анастасия Талызина), страстно влюбилась и буквально вцепилась в хирурга-профессора, чудаковатого бабника (Андрей Бурковский) и увела-таки его из семьи – точнее, поспособствовала тому, что его вместе с ребёнком бросила измученная жена, которую сыграла Мария Смольникова. Другая, абсолютно безбашенная подруга, красавица-москвичка Маша (Мария Камова), мечтающая выйти замуж за американца, всласть помучила и его (Дэниел Барнс) и чуть не довела до самоубийства подвернувшегося под руку инфантильного русского верзилу (Андрей Максимов), а потом всё-таки умотала в Штаты. Третья, Ксюша Лаврова (Тина Стойилкович), приехала завоёвывать Москву – и тут удивительная новация авторов сценария – с пятилетним сыном на руках! Она сбежала от мужа-ревнивца (Александр Метёлкин), мечтая о большой любви в большом городе, и, несмотря на довольно обширный уже жизненный опыт, совершает глупость за глупостью. Выдаёт себя за дочку министра-однофамильца, вследствие чего на неё клюёт красавчик из шоу-бизнеса. В отличие от одержимого телевидением предшественника, которого играл светлой памяти Юрий Васильев, этот в исполнении Ивана Янковского ничем особенно не горит, и невооружённым глазом видно, что так себе человечек. Но мать пятилетнего ребёнка, потеряв голову, забыв обо всём, не предохраняется и, несмотря на то что возлюбленный, узнав о том, что она мать-одиночка из Саратова, а не дочь министра, тотчас её бросает, Ксюша всё же рожает. И с двумя детками на руках и прочими стартовыми обременениями она таки с годами становится хозяйкой огромного производства модной одежды и успешной бизнесвумен. В советское время – да, мать-одиночка могла получить образование и при наличии способностей и воли, которые у героини Веры Алентовой были, выбиться в начальники, а в наше время? С двумя детьми и без мощной материальной поддержки? Это могло случиться, только если бы Ашот, у которого Ксюша начала подрабатывать на вещевом рынке, посвятил бы ей всю свою жизнь. Но тогда фильм нужно было бы снимать про Ашота и Ксюшу, а не про её безбашенных подружек. Впрочем, кто сказал, что в кино должна быть правда и одна только правда?
Грустно, что все герои сериала человечески менее доброкачественны, чем их советские предшественницы. Першинские девушки совсем не тургеневские и не меньшовские, они гораздо более агрессивны, капризны и легкомысленны – все как будто из шоу-бизнеса, не случайно в первой серии Ксюша с Машей пытались пробиться в «Останкино», в какое-то музыкальное шоу. То же и герои, они – истеричны, инфантильны и не очень умны, короче – не мужики. За исключением Гоши (Антон Васильев), упомянутого Ашота (Антон Антонов) и шофёра такси Тиграна (Игорь Гаспарян), ради шикарной блондинки Маши готового на всё. Впрочем, это музыкальная сказка, где всё может быть.
Не понравилось то, что на роли повзрослевших на 20 лет героинь Першин взял других актрис. Мы-то их, молодых-заполошных за четыре серии с грехом пополам, но всё-таки полюбили – конечно, не так преданно, как героинь Веры Алентовой, Ирины Муравьевой и Раисы Рязановой, но всё же... И вдруг «смена в ходе встречи»: мужчины, чуть состаренные гримом, те же, а девушки изменились до неузнаваемости, режиссёр даже не озаботился внешним сходством сменщиц. Впрочем, это сказка, тут, повторяю, возможно всё – в финале Оли, Ксюши, Маши всех возрастов встречаются, и героини искренно и самозабвенно целуют самих себя!
По сюжету во второй половине сериала у всех преображённых подруг опять мощнейший неконтролируемый выплеск сексуальной энергии. Угрожающе звучит песня Аллы Пугачёвой «Любовь, похожая на сон...». Ставшая массажисткой Оля (теперь это Юлия Топольницкая) вдруг разлюбила своего постаревшего профессора и загуляла, да с кем? С сыном Ксюши (Рузиль Минекаев), которого она когда-то нянчила... Да, что-то пугачёвское в ней и в её подругах есть. Маша (Валерия Астапова), которую вроде бросил её американский муж, вернулась в Москву и опять схлестнулась со своим инфантильным русским богатырём, и опять его, еле оправившегося от алкоголизма, замучила чуть не до смерти. Вообще, все героини в сериале изощрённо мучают своих мужчин, но Маша делает это с какой-то особенно дурной энергией. Ксюша (Марина Александрова), уйдя от женатого красавчика-любовника (Милош Бикович), встретила-таки своего Гошу (Антон Васильев), который, конечно, не Алексей Баталов, но в здешнем мужском паноптикуме – редкое светлое пятно, хотя тоже, как потом выясняется, довольно мутное.
Да, чуть не забыл, по жанру это мюзикл, но не надо сравнивать сериал с «Ла-Ла Ленд», как это делают многие, тем более что Першин свой мюзикл «Самый лучший день» снял не хуже и раньше, но действительно сериал в сравнении с фильмом не самый и не лучший. В нём нет столь так же изобретательно снятых великолепных музыкальных номеров, как заглавная песня с Ольгой Серябкиной и Дмитрием Нагиевым, хит Глории Гейнор в исполнении Юлии Александровой или «Зеленоглазое такси»...
Жора Крыжовников всегда удивлял, а тут удивил тем, что вдруг стало скучновато. Впрочем, нет, один раз в самом начале я удивился по-хорошему: тому, как замечательно медик (Бурковский) читает стихи своей студентке – какой интересный герой, каким, думалось, будет развитие у этого образа, но нет, потом всё пошло согласно «утверждённому плану»: все мужики сволочи, а бабы – дуры.
Характерна перекличка с меньшовским фильмом в отношении кумиров юности, в первоисточнике это играющие себя молодых замечательные артисты Георгий Юматов, Татьяна Конюхова, Леонид Харитонов (самые популярные актёры середины 50 х), и даже в кадре появляется тогда ещё неизвестный великий Иннокентий Смоктуновский, а у Першина это – почувствуйте разницу! – Аврора и Грув, а также другие то ли звёзды, то ли фрики: Митя Фомин и Сергей Зверев.
Впрочем, нет, почти в каждой серии присутствует реальная суперзвезда, голос которой мы слышим: и это – Алла Борисовна Пугачёва. Что её связывает с героями Меньшова и Першина? Во времена съёмок оскароносного фильма огромная слава её только начиналась, в полную мощь она развернулась позже – в 80–90-е, а после совместного выступления с хором геев Лос-Анджелеса в 1999-м дело пошло на спад, её всё чаще стала поминать жёлтая пресса… – ни к поколению меньшовских девушек, ни першинских она не принадлежит. Так почему же вдруг в сериале кроме песен, модных у «нулевой молодёжи», звучат песни из «бабушкиного сундука»?
Потому, наверное, что Алла Борисовна символ тех перемен, что ураганом понеслись по стране с конца 80-х. Она прекрасно пела в «Иронии судьбы...», но потом, чем больше становилось свободы, тем больше одарённейшая певица и актриса становилась похожа на созданный ею же сатирический образ «мадам Брошкиной». Показательный поворот связан с песней на стихи Кайсына Кулиева (переведённые с балкарского Наумом Гребневым) «Дай счастья ей, той женщине, которую люблю». Пугачёва, как сценаристы «Августа» и других ремейков, существенно изменила текст и кардинально – смысл стихотворения, она спела «Дай счастья мне, той женщине, которая поёт». Мне, мне, мне... То есть песня о жертвенной любви мужчины к женщине превратилась в гимн женщины себе самой. Песня не звучит в сериале, но пугачёвский эгоцентризм пронизал судьбы всех его героинь. Каждая во имя своих страстей и прихотей готова практически на всё. Так что появление АБП в сериале вполне логично и во многом предопределило его успех (точнее, неуспех).