Петропавловская крепость – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, а также центр Государственного музея истории города. Этот музейный комплекс объединяет несколько филиалов, в том числе особняк Румянцева, музей-квартиру А.А. Блока, монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Шлиссельбургскую крепость Орешек и ряд других. Между тем в СМИ уже не раз мелькала информация: в Петропавловке серьёзные проблемы. О непростой ситуации, сложившейся в уникальном музее, «Литературной газете» рассказала известный петербургский писатель, бывший старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, жительница блокадного Ленинграда Татьяна Соловьёва.
– Ко мне обратились две пары из Архангельска, интересующиеся Музеем науки и техники. Они приехали со своими детьми, которые знали об этой выставке от своих сверстников, побывавших на ней и с восторгом рассказывавших о том, что там увидели. Я посоветовала им пройтись ещё и по подземному коридору, так называемой Потерне, так как это место особенно нравится юным посетителям.
Гости из Архангельска отправились в Петропавловскую крепость. А на следующий день позвонили и спросили: что происходит в Петропавловке? Мало того что нет никакого упоминания о выставке, но и Потерна закрыта. Они нигде не встретили книжных ларьков и магазинов, где бы можно было приобрести литературу по интересующей их теме. Увидели только старые крепостные стены, булыжные мостовые, тюрьму с орудиями пыток, рекламу о различных коммерческих выставках да собор, где похоронены императоры.
Цены бешеные!
Я была очень удивлена, и, поскольку давно не посещала Петропавловку, отправилась туда. Первое, что меня встретило, – вывеска с надписью о том, что мороженое (которое можно купить менее чем за 100 рублей) здесь продаётся за 500 руб. И что за него можно платить картой. В магазинах, предназначенных для торговли книгами, по завышенным ценам продаются сладости далеко не лучшего вкуса, повсюду открыты ларьки с прохладительными напитками, сувенирами и прочими товарами. Опять-таки по бешеным ценам! Причём точно такие же товары можно легко и намного дешевле купить повсюду в городе… А где же характерные только для Петропавловской крепости товары? Миниатюрные оловянные солдатики в военной амуниции времён Петра Великого? Игрушечные пушки и ядра того времени, дамы и кавалеры, танцующие на петровских ассамблеях? Да и многое другое?..
Воссозданный к 300-летию Петербурга для массового посещения подземный ход – Потерна в Государевом бастионе, – так привлекавший молодёжь, действительно оказался закрыт. Как мне рассказали сотрудники, сейчас его открывают только ночью. Что мешает показывать Потерну днём – непонятно. Пока я выясняла причины, многие гости подходили с желанием осмотреть этот подземный переход, но уходили ни с чем. Почему закрыли Потерну, ведь музей теряет на этом большие деньги?.. Может быть, из-за того, что средства от демонстрации подземного хода не шли в коммерческие структуры, а вкладывались в музей?
Далее я отправилась в Печатню, которую помню как очень интересный двухуровневый проект. Там стояли станки, около которых специалисты не только рассказывали публике историю печатного дела, но и наглядно показывали, как изготавливается печатная продукция, проводили мастер-классы для всех желающих, что имело большой успех у экскурсантов. Когда я туда зашла, никакой печатни уже не было. В чёрных казематах (а раньше печатня была в светлых тонах) размещалась выставка Леонардо да Винчи (до этого выставка Тутанхамона). Смотрители сообщили, что выставки эти не музейные, что помещение сдано в аренду.
Не осталось даже вывески
На Нарышкином бастионе, где ранее располагался Музей науки и техники (тот самый, что приехали посетить мои знакомые из Архангельска), я толкнулась в закрытые двери. От музея не осталось даже вывески. Затем решила осмотреть основную экспозицию музея по истории Петербурга, расположенную в Комендантском доме. Путь туда лежал мимо каретника – жёлтого одноэтажного здания. Оказывается, и это здание отдано под коммерческие структуры. А так бы хотелось посмотреть на кареты, в которых разъезжали подданные Петра I! Некогда прекрасная выставка по истории Петербурга, созданная ещё при легендарном директоре Л.Н. Беловой талантливыми и знающими сотрудниками Петропавловки, претерпела изменения. Посмотреть можно только её половину. Другая половина давно закрыта. Куда-то исчезла и выставка, посвящённая археологии ХIII века и декабристам…
Зато повсюду на территории меня сопровождала реклама не относящихся к музею коммерческих выставок. Отсутствовали и находившиеся ранее на здешней территории ларьки с печатной продукцией музея.
Поражённая увиденным, решила поговорить со старыми сотрудниками о том, как дошёл музей до такого состояния, превратившись из уникального места в очередную торговую точку! Я услышала от своих собеседников – не называю по понятным причинам их фамилий (к слову, за последний год уволены или ушли не удовлетворённые положением дел немало ценных музейных работников), – что один за другим сменяются далёкие от музейного дела директора – в прошлом чиновники, которые руководствуются только алчными интересами.
Персональный туалет для директора
Нынешний директор – В.В. Кириллов – высокопоставленный чиновник из Смольного, привыкший к совсем другому роду деятельности, начал с того, что из бывшего кабинета заместителя директора на втором этаже устроил… персональный туалет. И это без согласования с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, в доме, являющемся федеральным памятником! Не вникая в подробности того, что в структуру Музея истории города помимо Петропавловской крепости, где находятся основные фонды, входит ещё 6 филиалов (все они – своеобразные площадки, где показываются фонды), он назначил себя генеральным директором, а начальников отделов (филиалов) сделал директорами и поставил над ними человека из своей команды. Заменил коллектив прежних работников на своих людей, несведущих в музейном деле. Кстати, ни один из вновь пришедших не является ни историком, ни искусствоведом, ни музейщиком. Например, замдиректора по науке, призванный определять насыщение и глубину показа экспонатов, в прошлом – учитель английского языка! То есть новый руководитель перенёс в музей понятную ему структуру закрытых казённых учреждений! Теперь, чтобы просто попасть к директору на приём простому сотруднику, нужно преодолеть массу ненужных музею людей! Вспоминаю в связи с этим, что в традициях музея у прежних директоров дверь в кабинет всегда была открыта!
Неужели непонятно тем, кто назначает матёрых чиновников на должности, связанные с искусством и культурой, что, как писал А. Вознесенский: «Руками ешьте даже суп… но музыку нельзя руками!» А ведь музей – живой организм, сходный с пониманием музыки! В нём трудятся бескорыстные энтузиасты, в нём своя атмосфера, свои правила и традиции, которые складывались на протяжении многих лет, которые тщательно охраняют и берегут любящие своё дело энтузиасты-сотрудники. Жизнь музея нужно понимать, к ней необходимо относиться бережно, прислушиваться к идеям компетентных людей и претворять их в жизнь, а не ломать всё под себя! Например, новые интересные выставки готовятся годами! Перед их открытием проходит огромная подготовительная работа: поднимаются архивные материалы, тщательно просматриваются фонды музеев, составляются концепции! Такими делами должны заниматься профессионалы, обладающие многолетними знаниями, а не пришедшие чиновники… Но именно знающих своё дело сотрудников и сокращает директор, набирая своих людей.
Местные СМИ уже не раз писали о явно неблагополучном положении дел в этом знаковом для России музее, его сотрудники и жители города обращались в администрацию Петербурга, со своей должности был снят заместитель директора. Однако к лучшему пока ничего не изменилось.
В тему
Татьяна Соловьёва, автор многочисленных книг, посвящённых архитектуре и истории города, награждена Почётной грамотой Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Выступая на церемонии награждения, которая прошла в здании ЗакСа в рамках Всероссийского дня чтения, депутат петербургского парламента Наталья Астахова отметила большой вклад писателя в изучение истории Петербурга. Татьяна Соловьёва, в свою очередь, обратилась к депутатам с просьбой вернуть исторической набережной Петербурга (которая носит сегодня имя Лейтенанта Шмидта) её прежнее название – Николаевская:
– Историки уже давно доказали, что Николай Шмидт не был героем, каким его сделали в советские времена. Человек с больной психикой, укравший во время службы на корабле судовую кассу и попавший за это под суд, незаконно провозгласив себя «командующим флотом», поднял мятеж на военном корабле, в то время когда Россия вела трудную войну с Японией, повёл себя как предатель.
Просьбу Соловьёвой поддержал глава Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов. Он подчеркнул, что имя Шмидта недостойно присутствовать в топонимике города, что историческую правду надо отстаивать и не допускать её искажения.