Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Что у всех, то и у нас?

01 января 2007

ЧИТАЮЩАЯ    МОСКВА

И.Г. Яковенко. Россия и Репрессия: репрессивная компонента отечественной культуры. – М.: Новый хронограф, 2011. – 336 с. – 2000 экз.

Автор книги взял на себя амбициозную задачу обобщить и уложить в систему весь опыт противостояния индивида и власти, отражённый в отечественной культуре. Так сказано в предисловии, звучит многообещающе. Все мы привыкли, что в России настоящая интеллигенция всегда в оппозиции. Привыкли, что одним из основных признаков истинного искусства является протестность. Привыкли не доверять государству. Подобные убеждения прочно укоренились в нашем сознании, но как они сформировались?

Исследование «Россия и Репрессия» призвано ответить на этот вопрос, но… Ещё на стадии определения понятий можно заметить, что понятие «репрессия» понимается автором слишком уж широко. Он исходит из того, что репрессия – это любая форма принуждения и в то же время организующая сила всякого общества. На первый взгляд вполне допустимое обобщение, но размытость термина не позволяет сфокусироваться именно на российском опыте.

Говоря о репрессиях как форме подавления личности индивида, автор время от времени цитирует русских классиков, пересказывает старые анекдоты, вспоминает, когда у нас было официально отменено наказание кнутом, но остаётся без ответа главный вопрос – в чём уникальность российского опыта? Судя по книге – ни в чём, потому что любое государство, даже самое демократичное, по своей природе репрессивно. Что у всех, то и у нас.

Автор как будто забывает, что россияне по сравнению с другими нациями осознали обсуждаемую проблему относительно недавно – во времена просвещённого абсолютизма Екатерины Великой. Начали поглядывать по сторонам, сравнивать свою отчизну с другими землями и пришли к неутешительному выводу – Россия напоминает, скорее, восточную деспотию, а не европейскую державу. Смельчаки, открыто упрекавшие власть, несли «заслуженное наказание», благодаря чему в отечественной культуре изменилось восприятие таких понятий, как «тюрьма», «ссылка», «каторга». Всё это сделалось символом репрессий и перестало ассоциироваться с правосудием.

Вопрос о свободе и праве – важнейший для всей отечественной литературы. Пушкин «восславлял свободу», Достоевский терзался над вопросом, кто и на что «право имеет», а русская литература в результате стала вершиной мировой культуры.

Литераторы Серебряного века решали свои вопросы. Здесь можно вспомнить полемику Чехова с Бальмонтом, отражавшую общественные настроения тех времён. Бальмонт сравнивал Россию с Турцией под властью султана. Чехов, напротив, утверждал, что «Россия, слава богу, уже не Турция».

После Октябрьской революции наступил период совсем иных идей и настроений. Но так или иначе права и свободы человека – очень заметная тема в русской культуре. К сожалению, в книге она затронута явно недостаточно. Даже странно как-то. Невольно вспоминаешь о таком признаке репрессивного режима, как цензура. Может, и в этой книжке некий цензор что-то урезал? Откуда он только взялся в наши времена?

Светлана ЛЫЖИНА

Обсудить в группе Telegram

Светлана Лыжина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS