Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Что вырастет?

01 января 2007

КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ УЧЕБНИКОВ

Борис ЛУКИН

В дискуссии «ЛГ» о современных учебниках литературы уже приняли участие Александр Яковлев и Максим Лаврентьев (№ 3–4), Михаил Голубков (№ 8), Сергей Казначеев (№ 11), Лариса Полякова (№ 16), Владимир Смирнов (№ 17). Продолжая разговор, остановимся на учебных пособиях для начальной школы.

Букварь – азбука, собрание букв, складов и нравоучительных статеек для первоначального детского обучения чтению.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Мой сын в 1–2-х классах обучался по программе Р.Н. Бунеева, а сейчас, в третьем, у него учебники К.Л. Климанова «Родная речь», а дочка, как ни странно, будет учиться совсем по другим программам. 

Естественно, я спросил учителя: «Почему?» Ответ был больше похож на просьбу: «Мы и сами мечтаем, чтобы учебники и программы не менялись хотя бы лет 10. Устали переучиваться...»

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
Чему должны обучаться дети в начальной школе? Всего не перечислишь, но в том числе и умелому владению родной речью, любви к своим близким, привязанности к отчему дому и той стране, называемой двором детства, маленькой копии большой родины России. Вот так примерно. 

А что же мы видим?
Учебник Л.А. Ефросининой открывает стихотворение «Привет» крестьянского поэта конца XIX века Спиридона Дрожжина, в котором воспевается сельский труд, есть в нём и такие строки: «Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый». Только жаль, что в дальнейшем в книге мы не встретим не только словосочетания «герой труда», но и о самом труде как таковом тоже не будет больше ни слова. А вот бы рассказать, например, о том, как делается карандаш или стол… Есть же старое прекрасное стихотворение С.Я. Маршака «Откуда стол пришёл?», а кроме него, и многие другие известные с детства тексты, по которым учились в прошлом. Вспомнились ещё и строки из стихотворения Г. Сапгира: «Невелики эти руки пока, просто руки ученика. Но сразу видно, что руки рабочие, руки к хорошему делу охочие…» Только охоту эту стимулировать в ребёнке надо. 

О своём понимании слова «родина» пишет Е. Серова. В её стихотворении построен «удивительный дом», видимо, единое государство на планете Земля, в котором только «небо и дороги»... и множество безликих соседей. Понятно, что поэтическая мысль автора так обыграла глобализационные общемировые тенденции, но вряд ли они будут понятны первокласснику, привыкшему возвращаться в свой дом, гулять во дворе или по улицам своего города. 

Не повезло и авторам текстов в этом учебнике. Так, навсегда могут остаться безымянными (в книге проставлены только инициалы) для учеников В. Сутеев, В. Белов, В. Бианки, А. Блок, Х.К. Андерсен, А. Пушкин, Н. Некрасов и С. Есенин. С именем только Шарль Перро. 

А ещё есть у Л.А. Ефросининой мастерски замаскированная реклама книг, иллюстрированных художником – оформителем данного издания. В конце почти каждого урока помещён раздел «Книжная полка», на которой представлены обложки проиллюстрированных им произведений. Зачем надо было делать новые картинки к сказкам Сутеева? Да ещё такие, на которых зайца легко спутать с чертёнком из пушкинской «Сказки о Попе и о работнике его Балде».
Вы спросите, а где же тексты о семье? Всё-таки без мамы и папы человеком стать нелегко. Но таковых героев в книге нет! 

Ставим общий «неуд»... Подойдёт эта книга, по нашему мнению, только в качестве дополнительной литературы для любознательных учеников, читающих под контролем родителей.

КНИГА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ-ЗАЙЧИКОВ
Тему защиты природы совместил с задачами обучения грамоте в своём учебнике авторский коллектив Бунеевых. Получился игровой вариант «Азбуки», в которой зайчонок Пуся, превратившийся из стремления к знаниям в мальчика (почти по Дарвину), постигает нашу человеческую жизнь вместе со своими товарищами по классу. Поэтому все художественные тексты подобраны под «мальчика-зайчика» на природно-животном материале. С точки зрения приобщения к природе – ставим «пять», хотя бы потому, что современный ребёнок на природе-то и не бывает совсем. Для него животные – это разновидность «домашней игрушки» или жители зоопарка. И всё же находка эта, пожалуй, больше подходит для курса «Окружающий мир», вот где можно было развернуться «мальчику-зайчику». А в учебнике литературы, на наш взгляд, он как-то не прижился. Это, видимо, поняли и сами авторы, потому что в учебниках для следующих классов зайчик отсутствует. 

Но продолжим разговор о предмете чтения, грамоте и, конечно, литературе. Чьи произведения представлены составителями для зайчишек и детишек? Обратимся к тексту. На последней странице «Азбуки» Бунеевых напечатано стихотворение К. Льдова «Господин учитель Жук», а под ним стоит дата написания – «1884». Если вы думаете, что оно хоть чуточку устарело, то ошибётесь. Стихи написаны тем удивительно чистым русским языком, который и сегодня понятен даже ребёнку: «Кто учиться хочет с толком, Пусть забудет в школе лень... «Л» – лисица, «М» – мартышка, «Н» – наука, «О» – олень». Это стихотворение, да ещё один отрывок К. Ушинского о России с датой его публикации – 1876 год – почти всё, что мы обнаруживаем в книге из текстов классических русских авторов. 

А где же Пушкин, господа? Хотя бы одной строчкой вспомнили...
Впрочем, нет и М. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, С. Есенина, Н. Рубцова.
Есть мысль, что это сознательно сделали авторы, чтобы с классиками первоклашки знакомились в более серьёзном объёме при вдумчивом, неспешном чтении дома. Но тогда они должны включить их в список для самостоятельного чтения. К сожалению, и там их нет. 

А очень полезно было бы почитать «зайчику» и просто детишкам про деда Мазая, например.
Как логическое продолжение отсутствия хрестоматийных произведений – наличие текста «Трансформеры» Джима Саликрапа. Этот американец поведал первоклашкам «о самом важном», по мнению составителей, – о жизни и войнах роботов, которых «более ста – автоботов, десептиконов, диноботов... Они могут превращаться в оружие, машины, грузовики, самолёты. Они бывают ворчливые, скверные, злобные, а бывают храбрые, весёлые и умные. Четыре миллиона лет назад они пришли к нам с Кибертрона...» Думаю, этого отрывка достаточно, чтобы понять, насколько ценную информацию для себя получат первоклашки о «героических автоботах и зловредных десептиконах», продолжающих свою многовековую войну на Земле. А для особенно развитых учеников после вопроса «Хотите с ними познакомиться поближе?» называются имена американских авторов. 

Ещё есть пара анекдотов из жизни животных от Тони Мартуччи в переводе с итальянского, естественно, специально для малолеток. Правда, анекдоты с бородой, и я совсем не уверен, что автор их – именно названный итальянец. 

И это ещё не всё! Подбор иностранных писателей совсем не детский – Э. Хемингуэй, Э. По, Ж. Сименон – спасибо хоть Андерсена в эту компанию включили.
Нет и рассказов об истории России, почти нет фольклорных материалов и былин.
И всё же при всех недостатках авторы с некоторыми задачами справились. Есть стихи и проза о родителях, о семье, о дружбе и различных профессиях. Поэтому пособие вполне достойно оценки «удовлетворительно», но опять же как дополнительный материал и только на уроках «Окружающий мир».

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Лучшим следует признать учебник «Русская азбука» под редакцией В.Г. Горецкого.
Его «Азбука» выпускалась более чем двухмиллионным тиражом ещё в 1988 году. Поэтому интересно сравнить советское издание с нынешним – российским. Тексты о вожде революции очень к месту заменили на другие статьи, например «Букварь» Владимира Крупина, где можно прочесть: «Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетни будете на земле». 

Но зачем-то исключили страничку о Юрии Гагарине...
Много места в старой «Азбуке» было отведено людям рабочих профессий (папы – плотники, трактористы, строители, а мамы – повара, педагоги, врачи). Почему бы не сохранить эти странички, чтобы ребёнок знал, что взрослые не просто ходят на работу, а имеют жизненно необходимую для страны профессию. 

Значительно больше в советском варианте рассказов о детских играх и созидательных занятиях (не пустых развлечениях) – и каток они заливают, и на почту письма несут, и в школу играют, даже цветы, которые дарит девочка ветерану, она вырастила сама...
«Азбука» Горецкого по сравнению с рассматриваемыми выше книгами лучшая по всем показателям – нравственным, патриотическим, эстетическим, по качеству подбора текстового материала, полноте представленных произведений классиков. 

О хорошем всегда и говорить-то вроде нечего. Но одно ясно – на всю жизнь запомнят первоклашки, что живут они в России: познакомятся и с её богатой историей, восхитятся красотой родного языка, узнают о знаменитых соотечественниках. И всё это рассказано специально для малышей отличным русским языком. Скажем и мы – «хорошо».

Надо заметить, в двух рассмотренных нами книгах основная масса текстов (или авторов) совпадает. Не секрет, что те же авторы были в курсах для начальных классов и в последние двадцать-тридцать лет. А что же изменилось? Меняется в основном методология. Авторский индивидуальный подход к подаче материала и системе обучения. Так и дерзайте на этом поприще, уважаемые авторы. Соберите наконец-то одну общую для всех хрестоматию, утвердите её лет на 10–15 и на конкурсной основе предлагайте свои разработки как приложения к художественному материалу. По плодам и сравним эффективность ваших методик.
А главное, не забывайте, чему вы учите наших детей, какие моральные принципы прививаете.

Литературное чтение: уроки слушания: Учебник-хрестоматия для учащихся 1-го класса общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина. – 2-е изд., с уточн. – М.: Вента-Граф, 2006.




Русская азбука
: Учебник для 1-го класса / В.Г. Горецкий, коллектив авторов. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2006.



Литературное чтение
. Капельки солнца. Для 1-го класса / Р.Н. и Е.В. Бунеевых. – М.: БАЛАСС, 2007.



Моя любимая АЗБУКА: Учебник для первоклассников /
Р.Н. и Е.В. Бунеевых. – М.: БАЛАСС, 2007.

Обсудить в группе Telegram

Борис Лукин

1964 г.р. Поэт, журналист, член Союза писателей... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Река незабвения

    01.06.2025
  • Восходит слово светом на пути

    01.06.2025
  • Роман без рафинада

    31.05.2025
  • Невод забрасывая в неба глубину

    31.05.2025
  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS