Прежде чем захватить передовые позиции в культурном ландшафте столицы, театр «Кремлёвский балет» прошёл интенсивный творческий путь. Не длинный – другим коллективам, чтобы добиться подобных достижений требуется гораздо больше времени. За тридцать с небольшим лет здесь созданы десятки спектаклей.
Если бы в балете измерялся рейтинг, как это делается в других сферах, можно не сомневаться, спектакли «Кремлёвского балета» занимали бы в подобном списке одну из верхних строчек.
Рассказывать об этом театре – значит говорить о его создателе и бессменном руководителе, скончавшемся в этом году известном хореографе Андрее Борисовиче Петрове.
Как режиссёр он отличался творческой дерзостью. Ставил не только спектакли, апробированные временем. Его не пугали и «нераскрученные» произведения. Пусть у других опускались руки, но если замечал хотя бы даже в «сыром» материале «искру божию», брался за дело, рисковал и в подавляющем большинстве случаев одерживал победу.
Зрители с нетерпением ждали новых работ А.Б. Петрова, и вот ещё одна, последняя, – «Клеопатра».
Если не знать тонкостей балетного искусства или, по крайней мере, не копаться в них, то зрителям показали отличный спектакль. Скептики скажут, мол, слишком пафосно, Так ведь положение обязывает. На огромной сцене, в роскошном зале, в присутствии тысяч зрителей. В таком проекте всё должно быть прекрасно: и либретто, и танцы, и костюмы, и музыка. Для «Клеопатры» её сочинил композитор Владимир Качесов. Результат выше всяких похвал.
Качесов здесь человек не случайный – он уже 16 лет заведует музыкальной частью «Кремлёвского балета». В его творческом активе балеты и мюзиклы, симфонические и камерные произведения. Мощная, темпераментная музыка «Клеопатры» гипнотически действует на слушателей.
В общем странно, что имя такого замечательного композитора недостаточно известно широким слоям. Ложное возвеличивание хуже, чем замалчивание или, скажем мягче, малоэффективное рекламирование. Но всё же в данном случае пиар по отношению к Качесову мог бы быть более справедливым.
Действие разворачивается то в Александрии, то в Риме. Вот царицу Клеопатру представили Цезарю, он очарован ею. У них родится ребёнок. Однако некоторым сенаторам победа полководца в Египте не по нраву. Заговорщики убивают Цезаря. Тут следует отточенная мизансцена, всё происходит настолько выразительно, что кажется, будто слышишь последний укор погибающего бывшему другу: «И ты, Брут!» Потом ещё одна любовь правительницы Египта – полководец Антоний. Он погиб, следом, прибегнув к укусу ядовитой змеи, покончила с собой Клеопатра…
Перед зрителями проходят знаковые фигуры той эпохи: Клеопатра, Цезарь, Антоний, Брут. Их исполняют соответственно незаурядные мастера своего дела Олеся Росланова, Михаил Евгенов, Даниил Росланов, Егор Мотузов. Уровень мастерства? Каждый из них не раз становился лауреатом международных конкурсов.
Безусловно, балетный спектакль не может заменить учебник истории, однако он способен придать импульс желанию заинтересоваться ею. Уже за одно это «Клеопатре» респект и уважуха.