Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 апреля 2014 г.
  4. № 17 (6460) (30.04.2014)
Общество Человек

Чтоб мне чай всегда пить

30 апреля 2014

Трагедия в московской школе поставила чрезвычайно трудный вопрос: почему это сделал отличник, победитель олимпиад, юноша из вполне благополучной семьи? Ответ на него необходимо искать безотлагательно, поскольку этот дикий и ужасающий случай произошёл вслед за многочисленными актами агрессии в среде подростков, как правило, зафиксированными ими же на видеокамеры.

Да, по уровню насилия наша школа далеко позади США и Европы. Слава богу, у нас ещё не было примеров массового расстрела учеников и педагогов отморозками, решившими таким образом прославиться на весь мир или «отмстить» неразумным одноклассникам и преподавателям за действительные или придуманные обиды. Однако, учитывая дегуманизацию российского образования, этому отрадному факту остаётся лишь удивляться.

За расстрелом учителя виден главный порок нынешней школы, перед которой поставлена цель «производства успешных цивилизованных потребителей». Нынешние подростки находятся под мощным влиянием рекламы, проповедующей сугубо материальные ценности и внушающей, что они «этого достойны». Самое страшное для члена потребительского общества, напрочь отвергнувшего христианские заповеди, – быть неудачником. Кстати говоря, Иисус Христос с точки зрения нынешней морали и является таким вот типичным «лузером», нищим и вызывающим издевательские насмешки.

Существует разительное несоответствие между правами и обязанностями школьников, провоцирующее их на самые безответственные поступки, и никаких действенных мер против малолетних правонарушителей учебное заведение применить не может. Труд учителя утратил свой сакральный смысл. Теперь преподаватели – не авторитетные наставники, призванные сеять «разумное, доброе, вечное», а массовики-затейники, лакеи, вынужденные пресмыкаться перед заплатившими за их услуги потребителями.

Всё это означает, что национальная система образования находится на грани полного разрушения. Первый удар был нанесён по высшей школе, когда в каждом райцентре вдруг появились университеты и академии, затем почти прикончили профтехобразование, что лишило нашу промышленность квалифицированных рабочих. Теперь в оборот взята средняя школа, демонстрирующая, правда, совершенно невероятную сопротивляемость непродуманным реформам и быстро интегрирующая в себя действительно прогрессивные новации.

Отбросив «теорию заговора», зададимся вопросами: почему вместо подготовки и воспитания гармонично развитых граждан, любящих своё Отечество и готовых трудиться во имя его блага, школа должна добиваться прежде всего высоких процентов при сдаче выпускниками ЕГЭ и ГИА? Сейчас, как известно, идёт жесточайшая идеологическая борьба между сторонниками либеральных и традиционных ценностей, перешедшая уже в прямую информационную войну едва ли не всего западного мира против России. Стал очевидным факт, что русофобия – отнюдь не выдумка «почвенников», а мощнейшее оружие западной идеологии, применяемое для разрушения нашей страны. Пятая колонна в России, несомненно, существует, и комплектуется она не только сознательными бойцами за торжество либеральных ценностей, подпитываемыми из-за рубежа, но и теми, для кого личное благосостояние превыше общественной и государственной пользы. Такие люди были всегда. Помните у Достоевского: «Свету ли провалиться или вот мне чаю не пить?» Нынешним либералам хочется хлебать чешское пиво, лицезреть Париж с Эйфелевой башни, купаться в Красном море, и вряд ли они способны пожертвовать комфортом во имя абсолютно чуждых им державных интересов.

Похоже, что генерируют реформаторскую деятельность в сфере российского образования в основном именно такие агенты западного влияния, перед которыми поставлена задача, ни много ни мало, изменить менталитет нашего народа. Все усилия и чрезвычайно креативных, и используемых втёмную идеологических «диверсантов» направлены прежде всего на перековку сознания подрастающего поколения. При этом пущены в ход самые эффективные методы воздействия на неокрепшие умы: бесконечные тестирования, проповедь толерантности ко всякого рода меньшинствам (понятно каким), доведение до абсурда патриотического воспитания, когда оно превращается в бесконечную череду тягомотных обязательных мероприятий, и т.д.

Сложилась крайне тяжёлая ситуация: под громогласные лозунги о благих переменах в стенах учебных заведений идёт борьба всех со всеми: администрация «строит» учителей, преподаватели со звероподобным рвением натаскивают учеников на сдачу тестовых экзаменов, ученики тихо ненавидят излишне рьяных педагогов, родители предъявляют бесконечные претензии к «торговцам знаниями», пишут на них пасквили и доносы, направляя эти злокозненные опусы во все инстанции, вплоть до самой высокой. В результате страдают и учащиеся, понукаемые со всех сторон, и родители, вынужденные платить за дополнительные образовательные услуги, и администрация школы, на которую то и дело обрушиваются всевозможные проверки.

Но в самом незавидном положении всё же оказались учителя, похожие на верблюдов, которым вот-вот последняя соломинка переломит хребет. Аттестации, курсы повышения квалификации, мероприятия, производство гигантского количества документов, бесконечные семинары не оставляют им времени и сил для реального творческого развития. Если бы во главу угла была поставлена живая работа педагога с учениками, и двойка на экзамене воспринималась бы просто как честная констатация низкого уровня знаний испытуемого, а не как ЧП с оргвыводами, то, глядишь, не перегревались бы мозги подростков и не рос бы уровень их агрессии, приводящий современных «гамлетов» к решению поистине «рокового вопроса»: убить или не убить?

Учёба должна быть интересной и посильной работой, а не наказанием или развлечением. Ничего трагического не должно быть ни в двойке, ни в оставлении на второй год. Между прочим, второгодниками были Иван Бунин, Николай Гумилёв, Иосиф Бродский. Этот список можно продолжить. Только добросердечная, доверительная обстановка, которая, может быть, ещё сохранилась в отдельных учебных заведениях, в состоянии превратить школу действительно в храм духовности, культуры и науки. И не «успешные» эгоисты, а честные труженики, бескорыстные подвижники и герои, готовые пожертвовать всем ради ближних своих, способны возродить Великую Россию.


Тэги: Правосудие Подросток Агрессия
Обсудить в группе Telegram

Виктор Пахомов

Заслуженный учитель России, НОВОРОССИЙСК.... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Новые поджигатели войны

    22.06.2021
  • Открытое письмо

    04.04.2018
  • Огненная точка во тьме

    17.05.2017
  • Зачем им жить?

    03.05.2017
  • Спортсмены в мантиях

    01.03.2017
  • Неправосудность правосудия

    42 голосов
  • Маковая ловушка

    29 голосов
  • Назначенная виновной

    28 голосов
  • Открытое письмо

    25 голосов
  • О допустимости недопустимого

    24 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS