Да, по уровню насилия наша школа далеко позади США и Европы. Слава богу, у нас ещё не было примеров массового расстрела учеников и педагогов отморозками, решившими таким образом прославиться на весь мир или «отмстить» неразумным одноклассникам и преподавателям за действительные или придуманные обиды. Однако, учитывая дегуманизацию российского образования, этому отрадному факту остаётся лишь удивляться.
За расстрелом учителя виден главный порок нынешней школы, перед которой поставлена цель «производства успешных цивилизованных потребителей». Нынешние подростки находятся под мощным влиянием рекламы, проповедующей сугубо материальные ценности и внушающей, что они «этого достойны». Самое страшное для члена потребительского общества, напрочь отвергнувшего христианские заповеди, – быть неудачником. Кстати говоря, Иисус Христос с точки зрения нынешней морали и является таким вот типичным «лузером», нищим и вызывающим издевательские насмешки.
Существует разительное несоответствие между правами и обязанностями школьников, провоцирующее их на самые безответственные поступки, и никаких действенных мер против малолетних правонарушителей учебное заведение применить не может. Труд учителя утратил свой сакральный смысл. Теперь преподаватели – не авторитетные наставники, призванные сеять «разумное, доброе, вечное», а массовики-затейники, лакеи, вынужденные пресмыкаться перед заплатившими за их услуги потребителями.
Всё это означает, что национальная система образования находится на грани полного разрушения. Первый удар был нанесён по высшей школе, когда в каждом райцентре вдруг появились университеты и академии, затем почти прикончили профтехобразование, что лишило нашу промышленность квалифицированных рабочих. Теперь в оборот взята средняя школа, демонстрирующая, правда, совершенно невероятную сопротивляемость непродуманным реформам и быстро интегрирующая в себя действительно прогрессивные новации.
Отбросив «теорию заговора», зададимся вопросами: почему вместо подготовки и воспитания гармонично развитых граждан, любящих своё Отечество и готовых трудиться во имя его блага, школа должна добиваться прежде всего высоких процентов при сдаче выпускниками ЕГЭ и ГИА? Сейчас, как известно, идёт жесточайшая идеологическая борьба между сторонниками либеральных и традиционных ценностей, перешедшая уже в прямую информационную войну едва ли не всего западного мира против России. Стал очевидным факт, что русофобия – отнюдь не выдумка «почвенников», а мощнейшее оружие западной идеологии, применяемое для разрушения нашей страны. Пятая колонна в России, несомненно, существует, и комплектуется она не только сознательными бойцами за торжество либеральных ценностей, подпитываемыми из-за рубежа, но и теми, для кого личное благосостояние превыше общественной и государственной пользы. Такие люди были всегда. Помните у Достоевского: «Свету ли провалиться или вот мне чаю не пить?» Нынешним либералам хочется хлебать чешское пиво, лицезреть Париж с Эйфелевой башни, купаться в Красном море, и вряд ли они способны пожертвовать комфортом во имя абсолютно чуждых им державных интересов.
Похоже, что генерируют реформаторскую деятельность в сфере российского образования в основном именно такие агенты западного влияния, перед которыми поставлена задача, ни много ни мало, изменить менталитет нашего народа. Все усилия и чрезвычайно креативных, и используемых втёмную идеологических «диверсантов» направлены прежде всего на перековку сознания подрастающего поколения. При этом пущены в ход самые эффективные методы воздействия на неокрепшие умы: бесконечные тестирования, проповедь толерантности ко всякого рода меньшинствам (понятно каким), доведение до абсурда патриотического воспитания, когда оно превращается в бесконечную череду тягомотных обязательных мероприятий, и т.д.
Сложилась крайне тяжёлая ситуация: под громогласные лозунги о благих переменах в стенах учебных заведений идёт борьба всех со всеми: администрация «строит» учителей, преподаватели со звероподобным рвением натаскивают учеников на сдачу тестовых экзаменов, ученики тихо ненавидят излишне рьяных педагогов, родители предъявляют бесконечные претензии к «торговцам знаниями», пишут на них пасквили и доносы, направляя эти злокозненные опусы во все инстанции, вплоть до самой высокой. В результате страдают и учащиеся, понукаемые со всех сторон, и родители, вынужденные платить за дополнительные образовательные услуги, и администрация школы, на которую то и дело обрушиваются всевозможные проверки.
Но в самом незавидном положении всё же оказались учителя, похожие на верблюдов, которым вот-вот последняя соломинка переломит хребет. Аттестации, курсы повышения квалификации, мероприятия, производство гигантского количества документов, бесконечные семинары не оставляют им времени и сил для реального творческого развития. Если бы во главу угла была поставлена живая работа педагога с учениками, и двойка на экзамене воспринималась бы просто как честная констатация низкого уровня знаний испытуемого, а не как ЧП с оргвыводами, то, глядишь, не перегревались бы мозги подростков и не рос бы уровень их агрессии, приводящий современных «гамлетов» к решению поистине «рокового вопроса»: убить или не убить?
Учёба должна быть интересной и посильной работой, а не наказанием или развлечением. Ничего трагического не должно быть ни в двойке, ни в оставлении на второй год. Между прочим, второгодниками были Иван Бунин, Николай Гумилёв, Иосиф Бродский. Этот список можно продолжить. Только добросердечная, доверительная обстановка, которая, может быть, ещё сохранилась в отдельных учебных заведениях, в состоянии превратить школу действительно в храм духовности, культуры и науки. И не «успешные» эгоисты, а честные труженики, бескорыстные подвижники и герои, готовые пожертвовать всем ради ближних своих, способны возродить Великую Россию.