Храм «Большое Вознесение» в «ЛГ» известен, пожалуй, всем без исключения. Не только потому, что он расположен совсем рядом, на Большой Никитской, дом 36. Просто место знаковое, да и, как говорится, положение обязывает. В 1831 году тут венчались один из основателей «ЛГ» Александр Пушкин и Наталья Гончарова. И классика русской поэзии поминают здесь каждый год.
Между тем в жизни этой замечательной церкви случались и менее приятные эпизоды. Так, век спустя, после того самого пушкинского венчания, её закрыли, а через несколько лет снесли колокольню. В 30-е годы прошлого века здесь размещался гараж, а потом лаборатория высоковольтных газовых разрядов. Словом, храм разделил участь тех церквей и монастырей, которые в прошлом веке были вынуждены менять своё прямое назначение, во многих располагались склады, фабрики и даже студия «Союзмультфильм». Выглядел, конечно, тоже неважно. Богослужения в «Большом Вознесении» возобновились в 1990-м, а в 2010-м начались первые реставрационные работы. В 2017–2018 годах полностью восстановили роспись стен и сводов пределов, алтаря и подкупольной части, отреставрировали искусственный мрамор и лепной декор. Теперь этот храм не только один из самых известных в столице, но и один из самых красивых.
За последние несколько лет Москва совершила серьёзный прорыв в деле сохранения культурного наследия. Например, только в прошлом году отреставрировали 228 памятников архитектуры, на 507 исторических объектах велись ремонтные или восстановительные работы. «ЛГ» рассказывала о том, как реставраторы подарили новую жизнь дому Тургенева на Остоженке, историческим зданиям театров «Школа современной пьесы», «Современник», «Табакерка», многим другим объектам культурного наследия. И это прекрасно. Наследие необходимо сохранять и передавать потомкам.
В 2010 году почти 40 процентов этого самого наследия (1325 объектов) находилось в плачевном состоянии, часто в руинах, без крыш и окон. Реставрация практически не велась, грусть вызывал и тот факт, что, как отметил в своём блоге мэр Москвы Сергей Собянин, на руках у застройщиков находились разрешения на снос более 200 зданий. Это были не памятники в юридическом смысле слова, однако среди приговорённых к сносу значились ценные градоформирующие объекты и здания, которые могли бы стать памятниками в будущем. По словам мэра, в 2010 году правительство Москвы отменило все действовавшие, но нереализованные разрешения на снос и ускорило процесс постановки исторических зданий на государственную охрану. За последние годы в столице её получили 988 объектов. Из них 397 теперь обладают статусом памятников истории и культуры. 591 памятник включён в перечень выявленных объектов культурного наследия.
В многомиллионном мегаполисе реновация зданий или даже целых кварталов – вещь неизбежная. Как и конфликты между интересами застройщиков и владельцев зданий и задачей защиты сложившейся городской среды. Постоянно искать компромисс, быть посредником в разрешении спорных ситуаций – прямая задача власти. Порой не обойтись без жёстких мер.
– Вчинили ряд исков о принудительном проведении работ по сохранению памятников, в случае неисполнения которых возможно принятие дополнительных мер реагирования, вплоть до изъятия объекта у нерадивого собственника, – отмечает Сергей Собянин. – Ужесточая контроль, морально и финансово поощряя бережное отношение к памятникам, мы запустили беспрецедентную – не только за всю историю России, но и в мировой практике – программу реставрации.
Кстати, памятники архитектуры существуют не сами по себе, а как неотъемлемая часть единой среды мегаполиса. Поэтому освобождение зданий от паутины проводов, уродливой рекламы и безобразных вывесок, ремонт фасадов и тротуаров, благоустройство и озеленение улиц стало не менее важным вкладом в сохранение исторического облика столицы.
Город активно вовлекает в дело реставрации сторонних инвесторов, сокращая таким образом собственные бюджетные траты. В 2018 году, например, доля памятников, отреставрированных за счёт частников, впервые составила 53%. Грубо говоря, на рубль из столичной казны, потраченный на реставрацию, приходится 1,5 рубля частных инвестиций. Привлекательным стимулом для частных инвесторов стала программа «1 рубль за 1 квадратный метр»: город передаёт инвесторам памятник истории и культуры в пользование на 49 лет по льготной арендной ставке. С условием – памятник восстановить!
В качестве заключения – ещё несколько цифр: в период с 2011 по 2019 год спасено и отреставрировано 1247 памятников старины; 988 объектов взято под государственную охрану; благоустроено 350 улиц, отремонтировано более 8 тысяч фасадов.
Сергей Колпакчи
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Галина Колчева, заведующая группой инженерно-конструкторского отдела АО «Институт «Спецпроектреставрация», один из старейших столичных реставраторов:
– Одно из важнейших направлений городской политики сегодня – приспосабливать ценные архитектурные объекты к современным реалиям, давая тем самым отреставрированным зданиям новую жизнь. Для памятника самое страшное – бесхозность. В регионах, например, порой объекты культурного наследия просто разбирают безвозвратно. А когда хозяин хороший – здание простоит века, давая возможность людям воспитываться на прекрасной архитектуре.
ПО РАНЖИРУ
Московские здания, подлежащие сохранению, сейчас делятся на четыре основные категории. К первой относятся объекты культурного наследия федерального и регионального значения. Это памятники в полном смысле данного слова, которые запрещено сносить или существенно изменять. Таковых в городе сейчас 3025. Не менее тщательно, чем обладателей статуса первой категории, охраняют так называемые выявленные объекты культурного наследия – промежуточный статус между выявлением памятника и включением его в реестр объектов культурного наследия. Его сейчас в столице имеют 1135 зданий.
Третья группа (144 здания) – объекты, обладающие признаками культурного наследия. В их отношении проводится экспертиза историко-культурной ценности, но решение о признании памятником пока не принято. И наконец, исторически ценные и градоформирующие объекты. Входящие в эту категорию здания не являются памятниками, но представляют собой ценность в составе сложившейся городской застройки или обладают какими-то уникальными элементами. Их можно реконструировать, обязательно сохраняя исторически ценные элементы. Всего в Москве поставлено на учёт 1289 таких объектов.