«Детство моё, постой, не спеши, погоди…» Почему-то вспомнилась эта популярная песенка. Эх, где вы, годы золотые, «застойные»… Просто ностальгия измучила. Помните «Служу Советскому Союзу» каждое воскресенье в десять утра? Военные фильмы, которые мальчишки бегали смотреть табунами, бросая все остальные свои занятия? Всё было…
Но теперь по ТВ – потоком – фильмы про бравого Джона Рэмбо и других американских суперсолдат. Рейнджеры, копы, астронавты, лётчики – все подданные великой страны Америки. И нынешние 10–15-летние поголовно думают, что только так и надо. Попробуйте представить себе современного подростка, который надел «трёхцветку» с нашивкой «Вооружённые силы» и вышел погулять. «Лох! Надеть больше нечего!» Ни одна юная Дульсинея (по крайней мере в Москве и её окрестностях) гулять с таким кавалером не пойдёт, ибо «от людей стыдно». А вот если тот же паренёк напялит на свои худенькие плечики американский (английский, турецкий, эфиопский) камуфляж? «Вау, стильно! Милитари рулез типа. Реально крутой перец».
Докатились. До того состояния, когда надеть военную форму родной страны стыдно и не пафосно. Лучше уж ходить в эфиопской, а то подумают, что ты не крутой перец, а типа чмо голимое (простите за молодёжный сленг).
Ещё каких-нибудь 20 лет назад было круто и престижно гулять с девчонками в «парадке» старшего брата. Совсем круто, если с голубыми погонами. Или зелёными. Впрочем, чёрные и красные тоже ценились. И пацаны сами тырили их, где можно, и нашивали на школьную форму. И красные звёздочки пришпиливались на все головные уборы – от ушанки до вязаной шапочки. И попробовал бы кто-нибудь выйти во двор в немецкой военной кепке – пришёл бы домой без неё и с «фонарём» минут через пять. Зато сейчас все поголовно заделались копами и рейнджерами.
…А благодарить за такую метаморфозу нужно прежде всего телевидение. Ибо дети основную информацию черпают именно оттуда и склонны больше верить «ящику», нежели папе и маме, тем паче – учителям. А в «ящике»…
Слава богу, сейчас ситуация медленно выправляется. Но – как? Извините, но как всё, что делается на Руси. Да, появились интересные военные программы – «Военная тайна» на РЕН ТВ, «Русская сила» – на Первом канале, «Служу Отечеству» – там же. Но… Все эти программы рассчитаны прежде всего на взрослого зрителя и посвящены в основном рассказам о новом оружии. И смотрят их либо военные, либо люди, интересующиеся военной техникой.
Фильмы? «Офицеры» – в общем, бездарный растянутый боевик-сериал, который и смотрели-то в основном из-за того, что он был объявлен «продолжением легендарного фильма». Но легенды не повторяются.
«Спецназ» – да, хороший сериал, но в море «слезогонок» типа нескончаемого «Татьяниного дня на реке-море, где я всё-таки люблю» теряется.
Разрекламированные «Солдаты» на РЕН ТВ? Помилуйте… Абсолютно лубочная как бы военная часть с добрыми «дедушками», прикольными офицерами и злым «зампотылу», который ворует тушёнку и шантажирует «особиста». Кто захочет служить в такой «армии»?
Зато сплошным потоком – кассовые американские боевики. Насмотревшись их, любой мальчишка свято поверит, что Вторую мировую выиграли США в одиночку, а американский спецназ и техника – самые крутые. И немудрено, ибо кино и телевидение – то же оружие. Никто почему-то не думал подсчитывать, сколько денег вкладывает Пентагон в подобную саморекламу. И вообще мало кто задумывается, что большинство боевиков снимается на деньги того же Пентагона.
А на нашем ТВ – аншлаг на фильме «Миротворец». Александр Балуев в роли коррумпированного русского генерала, который спёр ядерную боеголовку и продал её сербским террористам, дабы те взорвали Нью-Йорк. Страшно? Аж жуть.
И почему-то не вспоминают, что именно американцы внаглую отбомбились по Белграду. Кино уже нарисовало «злых сербских террористов», и все в это поверили.
Тот же фильм. Зарвавшегося героя Балуева «успокаивают» всемирная лапочка Джордж Клуни и два (два!) американских штурмовика «Тандерболт», в которые не может попасть вся ПВО СКВО (?!). Круто! Два американских дозвуковых штурмовика, не оснащённые никакими спецсредствами, проходят сквозь российское воздушное пространство аж до Ростова, двумя неуправляемыми ракетами мочат всех «плохих парней» и спокойно уходят на свою базу в Турции.
Ладно, Балуев играет международного преступника. Но ведь вся Россия предстаёт в этом фильме перед зрителем, как страна голодных дебилов, которые «pyut vodka» и не в состоянии сбить два самолёта. Заметьте, что плохих американских генералов в американских фильмах не бывает по определению.
И такими фильмами вперемешку с бездарными сериалами забит весь вечерний эфир ТВ. Складывается впечатление, что хорошие военные фильмы (да и хорошие фильмы вообще) демонстрируются только для страдающих бессонницей пенсионеров. Ибо их показывают с двух часов ночи до пяти часов утра. А все остальные люди потребляют жвачку для мозгов вперемешку с голливудскими агитками.
Резюме? Простое и грустное. Почему бы нашему родному Министерству обороны, вместо того чтобы тратить средства на генеральские квартиры и парадную форму от Юдашкина (которую всё равно наденут раз в год, да и то в столице), не пустить те же деньги на кино и ТВ? Чтобы – как в почти забытые времена – пацаны ломились домой смотреть «Одиночное плавание» по 5–6 раз и рассказывали друг другу, как классно майор советской морской пехоты разделал целую секретную базу длинноволосых янки. Чтобы дети во дворах играли не в «Крутого Уокера», а хотя бы в «товарища Сухова».
Конечно, какие-то робкие ростки пробиваются. Начали снимать боевики не хуже голливудских. Российский бомбардировщик разносит базу террористов – только пыль столбом. «Чёрные копатели» попадают на денёк в 1942 год, и самые отпетые скины мгновенно перевоспитываются и со слезами на глазах сдирают с кожи татуированную свастику… Бравый капитан Маринеско топит половину нацистского флота. Замечательно, но…
Но – маловато будет. В общем, дорогая передача, пора бы поработать на свой престиж, а не на американские рубли. Тогда, глядишь, и станет модным гордиться своей страной. А пока, увы, Голливуд прав: русские в основном пьют и воруют. А почему, спросите вы? Да потому, что информационную войну мы проигрываем – с треском и по всем фронтам. И пока у нас будет ТАКОЕ телевидение – так мы и останемся – in the deepest ZHOPA... Однажды надо начинать – работать, думать и не молчать.