На самом исходе ушедшего года – 27 декабря исполнилось 175 лет со дня рождения великого гражданина России – Павла Михайловича Третьякова. Юбилей главного дела его жизни – 150-летие Третьяковской галереи – также состоялся годом ранее. И потому поводов далеко не лишний раз вспомнить личное человеческое благородство и величие отдельных представителей эпохи первого русского капитализма у нас сегодня более чем достаточно.
Богатевшее быстро купеческое сословие той поры с самого начала как бы вступило внутри своего сословия в негласное соревнование за честь послужить Отечеству, его просвещению и культуре, за право отдать людям часть того, что вопреки известной русской пословице было нажито трудами серьёзными и праведными. Именно поэтому мы говорим, что братья Третьяковы наряду с Бахрушиными, Щукиными, Мамонтовыми, Морозовыми были не меценатами, а, по определению художника Виктора Васнецова, «серьёзными общественными работниками».
«Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь». Эти простые, лишённые пафоса слова самого Павла Третьякова вспоминаются в сегодняшней нашей жизни нечасто, и скорее – с укором этой самой жизни и времени, в котором бескорыстная и честная благотворительность – явление крайне редкое… Достаточно вспомнить хотя бы о пресловутых яйцах Фаберже, имущественный статус которых до сих пор обществу неясен, или об очередной премии очередного олигарха, созданной и распределяемой среди своих.
Известие о создании в прошлом году Благотворительного фонда им. П.М. Третьякова и учреждении этим фондом именной премии стало добрым знаком, приметой того, что замечательные российские традиции возвращаются к нам, невзирая ни на какие изломы времени и «вывихи века».
Учредителями этой некоммерческой организации, или, говоря по-старинному, благотворителями, стали люди далеко неслучайные в нашем культурном пространстве. Это – заслуженный строитель России Виктор Бехтиев и его супруга Елена Бехтиева, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, автор многих статей и книги о Карле Брюллове.
Так случилось, что профессиональная жизнь В. Бехтиева, в советские годы возглавлявшего крупный строительный трест, оказалась тесно связанной со строительством и реконструкцией многих выдающихся культурных объектов Москвы. Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац, Камерный музыкальный театр, Академия живописи ваяния и зодчества и, наконец, Государственная Третьяковская галерея… В каждый из этих объектов была, как бы громко это ни звучало, вложена часть души человека, руководившего его созданием или воссозданием. И Наталья Ильинична Сац, и Борис Покровский, и Илья Глазунов не раз вспоминали о том истинно творческом отношении В. Бехтиева к процессу возведения или реконструкции театра, академии, музея.
Столь же творчески, а ещё основательно и серьёзно подошли супруги Бехтиевы и к созданию замысленного ими фонда, важнейшей деятельностью которого стало финансирование гуманитарных проектов, направленных на сохранение памяти о добрых делах семьи Третьяковых, их вкладе в русскую культуру, их общественной и благотворительной деятельности.
Если же говорить о премии имени Третьякова, вручение которой, согласно уставу, будет отныне проходить ежегодно в день рождения создателя нашей национальной галереи, то это вообще явление уникальное. В России впервые появилась премия для музейных работников, этих самоотверженных, бескорыстных и до обидного мало замечаемых страной служителей русского искусства.
Лауреатами юбилейного года стали старейшие сотрудники ГТГ, глубоко уважаемые в музейном сообществе профессионалы: заведующая отделом научной реставрации графики А.Е. Тейс, В.М. Петюшенко, 25 лет проработавший учёным секретарём музея, и заместитель заведующего отделом живописи XVIII – 1-й половины XIX века
О.А. Алленова, чей рабочий стаж – 43 года, и все они отданы родной Третьяковке. Зал чествовал награждённых стоя. Все без исключения собравшиеся ощущали себя участниками важного общественного события, частью того самого гражданского общества, о котором мы так много говорим в последнее время.
Необходимо сказать, что сама церемония вручения первой и единственной на сегодняшний день «музейной» премии заслуживает отдельной похвалы. Интеллигентность, сердечность, творческая выдумка, полнейшее отсутствие каких-либо штампов или банальностей на сцене сделали вечер в конференц-зале Инженерного корпуса Третьяковской галереи запоминающимся событием московской художественной жизни. В этом году мы увидели сценическую композицию «Имею честь быть сын Ваш…», посвящённую памяти матери Павла Михайловича, Александры Даниловны Третьяковой, созданную по воспоминаниям его дочерей – Веры Зилоти и Александры Боткиной. «Мы хотели придать торжеству дух семейного празднества, создать ощущение, что семья Третьяковых вместе с нами чествует тех, кто посвятил свою жизнь великому делу их жизни», – сказала ведущая вечера Е. Бехтиева.
Будем надеяться, что правление и попечительский совет сделают всё, чтобы престиж фонда и премии имени П.М. Третьякова вырастал в глазах россиян с каждым годом, с каждым награждением новых достойнейших лауреатов. Да и может ли быть по-иному, если в состав попечителей и в число тех, кто уже сейчас активно сотрудничает с фондом, вошли, в частности, праправнучка П.М. Третьякова и главный редактор издательства «Изобразительное искусство» Е. Хохлова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи В. Родионов, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах о. Николай (Соколов), писатель Ю. Поляков, скульптор и правнук родоначальника знаменитой художественной династии Е. Лансере, народная артистка России В. Толкунова, известный французский славист и собиратель искусства русского зарубежья Р. Герра, а также Е. Сидоров, занимавший пост министра культуры России как раз в те годы, когда заслуженный строитель В. Бехтиев завершил реконструкцию нашей любимой Третьяковки, первого частного художественного собрания, ставшего первой общественной галереей России.