В рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки состоялся круглый стол на тему «Какая детская книга нам нужна?», организованный Ассоциацией книгоиздателей России и оргкомитетом фестиваля детской литературы имени Чуковского.
Собрание началось с чествования поэтессы Марины Бородицкой. Её книга «Прогульщик и прогульщица», ранее уже получившая премию имени Чуковского, стала лауреатом ещё одной. Валерий Воскобойников и Михаил Яснов, представлявшие оргкомитет дружественной фестивалю Чуковского Литературной премии имени С.Я. Маршака, сообщили, что очень высоко оценили эту книгу и вручили автору свою премию.
Затем участники дискуссии перешли к обсуждению заявленных в повестке дня проблем. Как это обычно бывает, когда собираются единомышленники, жаркой полемики не случилось – разговор шёл серьёзный и «профессиональный».
По словам литературного критика Марии Порядиной, ситуация в детской литературе стала улучшаться – пусть и не кардинально, и не так быстро, как хотелось бы. В частности, расширился ассортимент книг, стало появляться больше литературы для подростков (раньше в этом секторе книжного рынка зиял глубочайший провал). Изменилась и тиражная структура детской литературы – например, на первое место по тиражу вышли книги Корнея Чуковского (самый «многотиражный» в прошлом поэт Владимир Степанов сдвинулся на второе место, а замыкает тройку лидеров эпопея о юном волшебнике Гарри Поттере). «В кастрюле рынка уже варится не суп-пюре, а что-то более интересное», – считает Порядина.
Ложку дёгтя в эту бочку мёда внесла литературный критик Ксения Молдавская, рассказавшая о том, что новое крупное издательство, возникшее на книжном рынке в результате слияния «Азбуки», «Аттикуса» и «Махаона», полагает, будто российская детская литература в её нынешнем виде устарела и книги должны быть интерактивными. Так как, по словам представителей издательства, российские авторы этого не умеют, нишу планируют заполнять переводными изданиями.
Поэтесса Гайда Лагздынь сказала о том, что сейчас выпускается очень мало познавательной литературы для детей и совсем немного – музыкальной. Одну из причин этого Лагздынь видит в том, что писать всё чаще стали люди, не имеющие должной эрудиции и обладающие только литературным, а не каким-либо специальным образованием (сама поэтесса по профессии биофизик). Кроме того, по словам докладчицы, плохим симптомом является то, что сейчас выпускается слишком много сборников, куда включают стихи разных авторов.
По словам поэта Юрия Кушака, составителями этих сборников зачастую являются случайные люди, которые помещают качественные произведения вместе с откровенной графоманией. Чтобы этого не происходило, издательства должны тщательнее подходить к отбору самих «отборщиков». Кроме того, для улучшения качества детской литературы было бы полезно создать при издательствах творческие советы из писателей, считает Юрий Кушак.
Поэт Тим Собакин рассказал, что в журналах, являющихся немаловажным сегментом рынка детской литературы, ситуация сложилась не радужная, так как детские издания не могут набрать достаточно рекламы, чтобы принести издателям прибыль. Однако не может не радовать, что журналы детям всё равно нужны. В частности, «Весёлые картинки», редакцию которых и представлял Собакин, получают очень много писем от маленьких читателей (причём ребята из населённых пунктов, обозначенных не на каждой карте, пишут в редакцию намного чаще своих столичных сверстников).
Ответственный секретарь самого популярного детского журнала «Мурзилка» Ирина Антонова согласилась с коллегой в том, что выживать детским журналам сейчас непросто и поделилась одним из секретов того, как это удаётся её изданию. «Мурзилка», оказывается, не только публикует произведения малоизвестных авторов, но и выступает как авторское агентство: если представители издательств интересуются стихами, журнал с удовольствием помогает им выйти на связь. Таким образом уже увидели свет несколько новых книжек.
В заключение круглого стола Валерий Воскобойников рассказал о тенденциях в детской литературе. По его словам, сейчас в ней превалирует питерская ветвь детских писателей, но происходит это по причинам, никак не связанным с модой на всё питерское, возникшей «в верхах». Кроме того, большинство современных детских писателей «далеки» от своей аудитории – их средний возраст около 50 лет. И, к сожалению, если в столице дефицит книжной литературы более или менее преодолён, то провинция по-прежнему испытывает в этой сфере настоящий голод.