2010 год для музея-усадьбы «Архангельское» – юбилейный. 6 октября исполняется 200 лет со дня покупки усадьбы князем Борисом Николаевичем Юсуповым.
Для того чтобы погрузиться в атмосферу праздника, совсем не обязательно ждать октября. Хотя в золотом уборе осени Архангельское не менее прекрасно, чем в зелёном летнем наряде, а если уж совсем честно, то и под снегом оно не утрачивает своего очарования. Для «подмосковного Версаля» плохой погоды не бывает. Да и быть не может. Ведь создавал его настоящий художник. И что с того, что сам князь ни резцом, ни кистью не баловался? Он был наделён гораздо более редким талантом – видеть и ценить прекрасное.
Он и усадьбу свою подмосковную изначально обустраивал как музей. Мусейон, как выражались во время оно. Блистательный вельможа блистательного века Екатерины, он понимал, что сия прекрасная эпоха начинает клониться к закату, и решил во что бы то ни стало остановить время. Пусть и лишь в пределах своих немалых, впрочем, владений. В одном из распоряжений своему управляющему князь писал: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная, и для веселия, а не для прибыли, то стараться... заводить то, что редко, и чтобы всё было лучше, нежели у других». Так, собственно, и получилось. Никто юсуповского первенства оспорить так и не смог, хоть многие и старались.
Но неумолимую поступь времени смертным сдержать не дано. Реставрационные работы в усадьбе начались ещё в середине 80-х годов. Никто тогда и предположить не мог, сколько времени понадобится, для того чтобы она вновь засияла во всём своём великолепии. Ведь приводить в порядок нужно было и обширный парк, и Большой дом (так исстари называли княжеский дворец), и многочисленные парковые и усадебные постройки, в том числе уникальный (без преувеличения, ибо таких зданий во всём мире сохранился едва ли десяток) театр, построенный по эскизам выдающегося итальянского декоратора Пьетро ди Готтардо Гонзага. Два года назад театр отметил свой 190-й день рождения. Специалисты считают это практически чудом – за два столетия в этом театре почти всё сохранилось так, как было изначально.
Музеи принято считать хранителями ушедших эпох. С этим не поспоришь, но из этого вовсе не следует, что сим почтенным институциям нет необходимости идти в ногу со временем. Даже традиционная экскурсия, классика музейного жанра, претерпевает трансформации. Раньше экскурсовод с большим или меньшим воодушевлением рассказывал посетителям о том, кто, что и в каком году построил, в каком архитектурном стиле и к каким последствиям это привело. Но всю эту информацию теперь достаточно просто раздобыть в Интернете. И гулять по усадьбе, заранее запасясь необходимыми сведениями.
Иное дело – экскурсия авторская. Когда сокровища музея показывает вам не просто гид, а учёный-исследователь, потративший не один год своей жизни на раскрытие тайн и загадок, которые хранят эти вещи. Этой информации вы в Интернете не найдёте. Многие ведь полагают, что работа музейщиков сводится к бережному стиранию пыли с экспонатов. А между тем эти люди – настоящие первооткрыватели и первопроходцы, только открытия свои они совершают не за тридевять земель, а под сводами родного музея.
Авторские экскурсии становятся, если можно так выразиться, фирменным стилем Архангельского. Наибольшей популярностью у посетителей пользуется экскурсия «Сокровища рода Юсуповых»: коллекции, собранные Николаем Борисовичем Юсуповым, были под стать эрмитажным. Что не удивительно, ведь князь по поручению императрицы Екатерины заказывал для неё во Франции и в Италии картины и статуи, геммы и камеи. Он был истинным знатоком и ценителем искусства: в его собрании подлинники Рембрандта, Ван Дейка, Тьеполо, Грёза, Буше.
Есть чем занять своих отпрысков и тем, кто приезжает в Архангельское с детьми. И это тоже авторская экскурсия – «Помогите няне». Посвящена она, как вы, наверное, догадались, Александру Сергеевичу Пушкину, который несколько раз гостил в Архангельском, ибо был дружен с его владельцем.
Впрочем, не одними романтическими ландшафтами и бесценными коллекциями привлекает к себе Архангельское. В начале июня здесь по традиции проводится уже успевший стать знаменитым фестиваль «Усадьба. Джаз». Музыка, взрывающая все классические каноны, в классической усадьбе – в определённом смысле это тоже веяние времени. Не из контрастов ли порой рождаются новые явления в искусстве, которым по прошествии времени «приходится» становиться классикой?..
Однако поклонникам чистых жанров не стоит сетовать на судьбу. Под сводами театра Гонзага, в Колоннаде и Овальном зале дворца всё лето звучит музыка-легенда. Великому Моцарту посвящены программы под названием «Ночь в опере». Частыми гостями усадьбы являются ансамбль солистов «Эрмитаж» под руководством Сергея Уткина и оркестр «Новая Россия» Юрия Башмета. Вечера оперной, фортепианной, хоровой музыки – летнюю жизнь старинной усадьбы иначе как сверхнасыщенной и не назовёшь.
И не только летнюю. Здесь весело и с размахом празднуют Масленицу, устраивают большие костюмированные балы в честь дня рождения Пушкина, отмечают исторические даты (в минувшем сентябре на бале-променаде в честь героев Отечественной войны 1812 года в обширном Архангельском парке яблоку негде было упасть).
Капризное московское лето, кажется, опомнилось и вступило в свои права. Так не последовать ли нам примеру Александра Сергеевича?
Лишь только первая
позеленеет липа,
К тебе, приветливый
потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Учёной прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве
состязались.
Где же радоваться солнцу, свету, жизни, в конце концов, как не под высоким небом «подмосковного Версаля». Липы-то ведь давным-давно уже позеленели...