Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 октября 2023 г.
Телеведение

Чудесная тайна

Сергею Безрукову — пятьдесят!

18 октября 2023

Он светился. И сейчас, когда по телевизору идёт милицейский сериал «Бизон», где Безруков играет брутального следователя, расследующего загадочные убийства 1974 года, нет-нет, да и прорвётся через экран лучик какого-то необыкновенного света, безруковского тепла.

Весной 94-го мне позвонила Татьяна Ильинична Васильева, педагог по сценической речи школы-студии МХАТ, замечательная женщина, обладавшая прекрасным вкусом и чутьём, уважаемая и любимая всеми выпускниками. Она приглашала в студию на экзамен по речи табаковского курса: «Приходи обязательно, там один мальчик... просто чудо!»

Чудом оказался Серёжа Безруков, он действительно чудесно читал Есенина. Вскоре и сыграл его в спектакле Театра имени Ермоловой, и слух о чудесном мальчике пошёл уже по всей театральной Москве.

Потом я его видел в какой-то юмористической телепередаче типа «Оба-на», где совсем молодой артист поражал необыкновенной живостью, лёгкостью, внешней и внутренней пластичностью и редкостным обаянием — когда человека неизвестно за что неудержимо хочется обнять и расцеловать в обе щеки. А в сатирической телепередаче «Куклы» он легко переплюнул всех матёрых пародистов, очень похоже, смешно и едко озвучивая Ельцина, Березовского, Жириновского, Лужкова и кукол других наших политиков…

В кино Безруков восхитил в комической криминальной фантазии «Китайскiй сервизъ» (1999), где он не то что не потерялся в драгоценной звёздной компании с Анной Самохиной, Богданом Ступкой, Олегом Янковским, Сергеем Никоненко и Владимиром Меньшовым, а сверкнул совершенно отдельным бриллиантом, тонко и страстно сыграв шулера-скотопромышленника.

В фильме «Вместо меня» (2000) Сергею посчастливилось партнёрствовать с Олегом Стриженовым. Можно представить, через какой кастинг он прошёл, прежде чем быть утверждённым на роль как бы преемника великого актёра. Напомню, то была эпоха расцвета совсем других индивидуальностей — тогда доминировала великолепная четвёрка ММММ (Меньшиков, Маковецкий, Миронов и Машков). Безруков «прорвался сквозь этот кордон».

После сумасшедшего успеха «Бригады» (2002) его обвиняли в том, что, замечательно сыграв бандита, он романтизировал зло. Но вскоре по телевизору прошёл «Участок» (2003), и вся страна очарованно задумалась над главным вопросом сериала — «отчего так в России берёзы шумят?», все другие вопросы отпали, и безруковский милиционер, как 35 лет до того золотухинский из «Хозяина тайги» с его «Ой, мороз, мороз…», стал народным любимцем. В 30 лет Безруков неожиданно оказался на актёрском олимпе.

Сергей Безруков в роли Пушкина / Виталий Белоусов / РИА НОВОСТИ

Обжившись на вершине славы, в кино он сыграл Есенина, Пушкина, Высоцкого и многих других исторических персонажей от Василия Сталина до генерала Каппеля. Даже булгаковского Иешуа. Всё — на высшем уровне. Казалось, ничем уже удивить, кроме этого уровня, он уже не сможет. Но он удивил.

В фильме «После тебя» режиссёра Анны Матисон Безруков сыграл гениального танцовщика. Он убедил, что его герой на самом деле танцовщик и на самом деле гениальный. Это был не чудесный мальчик, не светящийся Моцарт, которого он играл в МХТ, а смертельно израненный балетный гений, своевольный, нервный, взрывной, с отвратительным характером, не терпящий компромиссов в искусстве, не желающий мириться с той косностью и грязью, в которой оказался наш театр. Говорил то, что думает, наплевав на либеральную политкорректность. Восстал.

Такого Безрукова ещё не было. Он как будто отказался от всех наработок, когда-то найденных безошибочно действующих приёмов, как будто сбросил защитный панцирь, кожу и… прыгнул. И завис в прыжке. Парил. Кстати, танцевал в фильме прекрасно. Сам, без дублёра. Загадка, почему критика практически замолчала этот удивительный фильм и прорывной безруковский образ. Может быть, потому, что артист вместе со своим героем восстал против того мира, той среды, коей эта самая критика — неотъемлемая часть? Это было мало кем замеченное второе рождение выдающегося артиста.

С тех пор прошло семь лет, Сергей Безруков много снимается. Может быть, слишком много. В сериале «Шпион» — необыкновенно изящный психологический рисунок очень сложной многослойной роли. Здесь он наш, родившийся в Америке, разведчик. Или американский шпион? В первом сезоне так и не стало ясно, кто он на самом деле. В герое — тайна, которую хочется разгадать. А тайна — это очень хорошо. И для образа, и для артиста.

Сергей Безруков уже 10 лет руководит московским Губернским театром, у него есть возможность делать то, что он хочет. К сожалению, мне не довелось там побывать, но знаю, что в его труппе великолепные артисты, о которых «ЛГ» не раз писала: Галина Бокашевская, Карина Андоленко, Антон Хабаров и многие другие.

Новых рождений и успеха во всех начинаниях, Сергей Витальевич!

Тэги: Юбилей
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ОТ ВСЕЙ ДУШИ

    25.12.2024
  • Юбилей на родной сцене

    19.12.2024
  • Путь богини

    19.12.2024
  • Мелодия советского жизнелюбия

    09.11.2024
  • Ах, Самара-городок

    01.11.2024
  • № 27

  • В 60 лет жизнь только начинается!

  • Дон Кихот Валуйский

  • Ровесник гражданской авиации

  • «Благоприятное лето Господне…»

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS