Книги, прочитанные в детстве, как правило, порождают одни из самых ярких, задушевных и интимных воспоминаний любого человека. Недаром большинство мемуаристов, запечатлевая наиболее значимое и не повседневное, рассказывают именно о своём чтении в детские и юношеские годы. А вот экземплярам самих детских книг везёт гораздо меньше. Юная аудитория щедро дарит им свидетельства своей любви в виде вырванных страниц, пятен, рисунков типа «каляки-маляки», росчерков. Найти в букинистической торговле детскую книгу хорошей сохранности – большая удача. Тем более если её возраст превышает сто лет.
Уникальный шанс увидеть качественную подборку детских иллюстрированных книг XIX – начала ХХ века представился широкой публике в конце ноября – начале декабря 2011 г., когда в Центральном доме художника на Крымском Валу проходила очередная книжная ярмарка интеллектуальной литературы Non fiction. В её рамках состоялась выставка экспонатов из личного собрания председателя совета Национального союза библиофилов и руководителя Роспечати М.В. Сеславинского «Гирлянда из книг и картинок: детское чтение в дореволюционной России». Впечатление от 250 образцов полиграфической продукции, изготовленных для детей различного возраста, лично я испытал огромное. Даже нашёл время, чтобы побывать на экспозиции ещё раз после торжественного открытия и спокойно, без суеты, её осмотреть.
Давно известна старая истина: выставка сродни театральному представлению. Для того чтобы о ней сохранилась долговременная память, необходимо её зафиксировать. К счастью, в нашем случае усилиями автора проекта М.В. Сеславинского, творческого коллектива издательства «Детская литература» и дизайн-студии «Самолёт» появился великолепный двухтомный альбом, одноимённый выставке, содержание которой он раскрывает. Следует отметить, что книга является своеобразным объектом экспонирования. Посетитель выставки может увидеть лишь одну из её многочисленных сторон (переплёт, обложку, титульный лист, один разворот с текстом или иллюстрациями). В этом плане альбом позволяет составить более объёмное представление о детской книге прошлого, предлагая по нескольку иллюстраций для каждого экспоната. Кроме того, здесь есть библиографические описания и подробные аннотации.
Альбом открывается серьёзной статьёй М.В. Сеславинского, в которой даётся общая характеристика феномена русской детской дореволюционной книги, содержится библиографический и историографический обзор основных работ по данной теме. Сразу отметим, что, несмотря на наличие монографий Э.З. Ганкиной и С.А. Карайченцевой, вышедших очень небольшими тиражами, история книги для детей в России требует дальнейшего изучения. М.В. Сеславинский совершенно справедливо подчёркивает, что из-за плохой сохранности «проблема созерцания, любования, визуального восприятия детской русской книги прошлого, на наш взгляд, с каждым годом становится всё более и более ощутимой». Кропотливая собирательская деятельность позволила автору сформировать репрезентативную выборку изданий, способную «адекватно продемонстрировать всю богатую палитру детской и отчасти юношеской книги дореволюционной России». Действительно, в рецензируемой книге речь идёт о художественной, познавательной, энциклопедической, игровой литературе.
Многие представленные в альбоме книги поистине уникальны. Например, подборка из 16 азбук конца XVIII – начала ХХ века. А уж про детские настольные игры и говорить не приходится.
Особый жанр детской книги, «в котором литература, изобразительное искусство и средства полиграфии слиты в неразрывное целое», занимал свою нишу в издательском репертуаре всех крупнейших русских дореволюционных издателей. За рассказом о каждом из них следует великолепный изобразительный ряд. Из него можно представить, в каком виде приходили к юным читателям второй половины XIX в. «Робинзон Крузо» или «Хижина дяди Тома», включённые в серию «Золотая библиотека» М.О. Вольфа. Увидеть прекрасные хромолитографии, которыми снабдил своё издание «Мюнхгаузена» А.Ф. Девриен. Просто умилиться небольшой книжке-раскладушке «Моя киска», выпущенной в начале ХХ столетия фирмой Кнебеля.
Выполненному на превосходном полиграфическом уровне, снабжённому качественным научным и справочным аппаратом альбому «Гирлянда из книг и картинок» уготована долгая жизнь как источнику, который будет оказывать стимулирующее воздействие на новые поколения библиофилов и исследователей-книговедов.