Замечательный театральный режиссёр, народная артистка России Вера Андреевна Ефремова отмечает в эти дни три юбилея сразу: 80 лет со дня рождения, 55 лет творческой деятельности и 35 лет своего служения Тверскому академическому театру драмы, где 10 ноября и состоялся праздник.
Пожизненно преданная драматической сцене, Вера Андреевна, судя по всему, не хотела иной судьбы: дочь актрисы Анны Веровской, режиссёра и педагога Андрея Ефремова, внучка драматурга Натальи Персияниновой, она верой и правдой служит провинциальной сцене России, давно обретя неоспоримый авторитет глубокого интерпретатора русской классической драматургии.
Разумеется, были в её судьбе и современные спектакли, и западная драма, и приснопамятная производственная пьеса. За любое значительное произведение Вера Ефремова берётся с завидной и искренней увлечённостью. Вдохновение всегда составляет основу её творчества. Все, кто наблюдал Ефремову на репетициях, поражаются этой способности режиссёра всякий раз найти повод для азарта.
Свой диплом, комедию В. Киршона «Чудесный сплав», В. Ефремова защитила в Саратовском ТЮЗе. Работала на сценах Челябинска, Рязани, Калуги, Ульяновска, получив солидный опыт и утвердившись в художнических интересах.
Вера Андреевна обижается намёкам про «здоровый консерватизм» её стиля. Это, скорее, настойчивое следование органическим традициям русской культуры, глубокое внимание режиссёра к актёрской душевной работе, что особенно редко, а потому ценно сегодня. Природа этих упований в ранней и плодотворной связи с актёрской школой Малого театра, тесном общении с великими актрисами этой сцены – А.А. Яблочкиной и В.Н. Рыжовой. Священная память этих творческих и житейских уроков упрямо сохраняется в нравственно-этических установках нынешнего Тверского академического театра. Те же законы непреложны для Веры Андреевны как педагога. Четыре выпуска Тверского целевого курса Института имени М.С. Щепкина – весьма «промежуточный» итог этой всепоглощающей деятельности. Вместе со своим мужем, чудесным артистом Александром Чуйковым, Вера Ефремова доводит дипломные спектакли до «товарного вида», берёт в афишу своего театра, нередко превращая их в событие сезона. Так, бесстрашно и ответственно, решается в Тверской академдраме проблема смены поколений, их взаимосвязи. Но главная забота Ефремовой-режиссёра – полнокровная жизнь на тверской сцене вечных сюжетов русской классической драматургии.
Отношение Веры Андреевны к классике воистину самозабвенно.
Четвёртую редакцию переживает в Твери чеховский «Вишнёвый сад» – спектакль элегически прозрачный, строгий и живой, где много лет сокровенно играла Раневскую уроженка Тверской губернии народная артистка СССР Вера Кузьминична Васильева. Само периодическое возвращение актрисы на родину, в Тверь, придавало душевному состоянию её героини особую интимность.
Много лет назад впервые воплотив лермонтовский «Маскарад», свой «трижды юбилейный» сезон в Твери Вера Андреевна открыла этой романтической трагедией, неожиданно решив блистающе холодный в традиции характер главного героя как чисто лирический.
Сыгранный Константином Юченковым Арбенин прежде всего влюблён – искренне, безгранично и… беззащитно. Это не слепая страсть эгоцентрика, а надежда на открытие мира новых чувств, веры в гармонию, внезапно показавшуюся спасением. Потому финал неизбывно трагичен.
Нестандартно решён Неизвестный. Александр Чуйков играет человека спокойного, лишённого злорадства и ёрничества. Это тихий, но неотвязный голос совести, карающей с неотвратимостью последних вопросов.
Как борьбу сильной личности с самою собой решает Ефремова шиллеровскую «Марию Стюарт», где в центре оказалась королева Елизавета в страстном исполнении Ирины Андриановой, – обречённая на победу, за которой нет ничего, кроме власти и одиночества.
Трагически одинок Алексей Александрович Каренин – Александр Чуйков в версии романа Л.Н. Толстого. Терзания этой оскорблённой души артист передаёт с пугающей полнотой.
На подобном, сугубо академическом фоне обращение к «Фантомным болям» В. Сигарева стороннему человеку покажется блажью, заигрыванием с не к ночи помянутой «новой драмой». Но спектакль Веры Ефремовой, поставленный с молодёжью, поразил новым уровнем правды в честной попытке разглядеть и прочувствовать неведомый спектр страстей и страданий нового поколения, брошенного в очередное лихолетье.
Шедевром режиссёрской логики Веры Андреевны Ефремовой остаётся решение «Волков и овец» А.Н. Островского. Многие годы помнится этот спектакль – упоительно изящный и лукавый, где за ажуром лёгкой болтовни и комедийным блеском была сокрыта железная система волчьих законов выживания.
Обворожительная Купавина, блистательно сыгранная Наиной Хониной, казалась родною сестрой хозяйки «Вишнёвого сада». У неё тоже всё текло между пальцев, уплывало и разваливалось, но она с чарующей улыбкой упрямо ждала счастья, радуясь в финале очередной его иллюзии.
Вера Андреевна обращалась и к «Последней жертве», и к «Невольницам» Островского – получались спектакли-романсы, скорее, меланхолические, чем жестокие. И в планах юбилейного сезона у неё снова Островский, снова русская классика, которая наверняка будет решена «изнутри» душевного смысла – небанально, искренне и мудро, ибо душевная мудрость эту талантливую женщину не покидает никогда.