Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Чудные обстоятельства соединили нас...»

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

Петруша Гринёв и Маша Миронова «галактического» образца (артисты Александр Лучинин и Евгения Лапина-Порватова);Юрий САМОШКИННа первом представлении «Капитанской дочки» в новорождённом театре «Галактика», несколько странным образом использующим пока и площадку, и весь человеческо-творческий потенциал Московского театра им. Н.В. Гоголя, огромный зал был полон, но это вызывало, скорее, тревожное чувство: подростки – самая непокорная категория зрителей с почти непредсказуемой реакцией. Завоевать такого зрителя – удел совсем немногих спектаклей, тем более созданных по произведениям школьной программы. театру «Галактика» это удалось. В первую очередь, благодаря сценическому решению (постановщик С. Яшин, режиссёры А. Бордуков и В. Сорокин, художник Е. Качелаева), воспринимавшемуся тем убедительнее, что исходило оно из попытки вглядеться в давно минувшее без ёрнического эпатажа, выдаваемого за «современное прочтение», вдуматься во внешне простой, но удивительно ёмкий «добрым молодцам урок» о таких почти забытых ныне вещах, как верность присяге, долг, честь... И зал впитывал в себя удивительную историю, наполовину рассказанную, наполовину сыгранную, о почти своём сверстнике – недоросле Петруше Гринёве, ставшем в конце человеком с твёрдым убеждением невозможности измены даже ради спасения жизни. 

Точно найденный образ спектакля – бескрайний российский простор с такими же бесконечными полосатыми верстовыми столбами и шлагбаумами, за которыми теряются деревушки, окружённые бревенчатым забором с чугунной пушкой у ворот. Знаменитая метельная музыка Г. Свиридова дополняет этот образ земли, обдуваемой всеми ветрами, то грозными, вьюжными, то выжидательно замирающими, обнажающими суть людей и событий. Театр предложил зрителю «совместное чтение» пушкинской повести. Возникающие при этом картины воспринимаются как ожившие иллюстрации, и такой сценический ход отнюдь не снижал интереса к действию, а наоборот, позволял зрителям сравнивать своё представление о героях с тем, что предлагал театр: о капитане Миронове (А. Бордуков), «человеке необразованном и простом, но самом честном и добром», Маше (Е. Лапина-Порватова), «благоразумной и чувствительной девушке», Швабрине (А. Сафонов), «невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»… 

Там, где театр доверял точности и краткости пушкинской прозы, он выигрывал в её сценическом воплощении, но как только пытался «оживлять» эпизоды вставными номерами в виде пляски всех действующих лиц в экспозиции спектакля либо маршировки обитателей крепости, включая и Машу, и Василису Егоровну, и девку Палашку, возникало стойкое ощущение неправды. Но там, где театр находил внешне простое, но выразительное решение эпизода, он выигрывал той тишиной зала, которая дороже иных аплодисментов. 

…Летит прямо на нас по степной дороге кибитка, гонит её во всю мочь Петруша Гринёв, чтобы вопреки всем правилам благоразумия спасти милую Машу, а у ног его притулился добрый дядька Савельич (Я. Якобсонс). Барин и крепостной холоп – два русских человека, для которых слова «честь», «долг» являются основой жизни, ненарушимыми ни при каких обстоятельствах. 

Нелли ОНЧУРОВА

ОТ РЕДАКЦИИ. 
Остаётся уяснить лишь один маленький нюанс: что же это за диковина такая – театр «Галактика»? И почему под его маркой выходит спектакль, по всем формальным признакам являющийся очередной работой Театра им. Гоголя? 

Если перед нами пример всего лишь маленькой организационно-экономической «хитрости» на большой сцене, то, возможно, для её осуществления стоило поискать произведение с иным эпиграфом. Впрочем, дай бог, чтобы мы ошибались, и «Галактика», столь уверенно, хотя и несамостоятельно заявившая о себе, предстанет в ближайшем будущем не в образе театра-«дочки», а в виде организма действительно иных сфер.

Обсудить в группе Telegram

Нелли Ончурова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS