Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 августа 2020 г.
  4. № 34 (6749) (26.08.2020)
Искусство

Чудо Чайковского

Международное значение фестиваля в Клину не вызывает сомнений

26 августа 2020
Вопреки пандемии праздник в Клину состоялся!

После всех страхов и лишений, карантинов и самоизоляций долгожданной отправной точкой на пути к возвращению в нормальную жизнь стал Клин. VI Международный фестиваль искусств П.И. Чайковского стартовал в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике композитора. Конечно, в этом году формально он не смог быть по-настоящему международным, но, безусловно, остался таковым по сути. Международное значение музыкального форума в Клину не вызывает сомнений, тем более что весной 2019 года он вошёл в Европейскую ассоциацию фестивалей. Хотя, наверное, на сегодняшний день самое главное даже не это – фестиваль стал первым в Московском регионе мероприятием со зрителями. Долой онлайн-концерты! Да здравствуют полные залы, живые эмоции и искренние аплодисменты!

«Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте», – писал Чайковский. Дух композитора словно до сих пор рядом, и даже творит чудеса. Не верите? Как рассказал директор клинского музея-заповедника Владимир Лисенко: «Место здесь такое, благословенное. Хотите пример? На второй день фестиваля, когда публика наслаждалась дивертисментом из фрагментов балетов Чайковского под руководством Николая Цискаридзе, небо вдруг нахмурилось. А у нас сцена под открытым небом. Ну, думаем, сейчас «Лебединое озеро» по колено в воде танцевать придётся. Так ведь нет! Вокруг дождь, да ещё с градом. А над сценой и зрителями – ни капли!»

С момента создания фестиваль в Клину взял курс на самые передовые тенденции мировой фестивальной практики. В первую очередь это многоплановость, «многофункциональность». Культурная сфера максимально расширена: концерты, научные конференции, мастер-классы.

Так, в рамках фестиваля впервые состоялся образовательный практикум «Школа молодых журналистов, освещающих вопросы культуры». Важная проблема? Чрезвычайно! Практикум подготовили и провели профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая, музыкальный обозреватель «Радио России», автор программ «Музыка в событиях» и «Архитектура звука» Ольга Русанова, а также обозреватель канала «Культура» Михаил Зеленский. В двух словах, вернее, в трёх захватывающе интересных лекциях рассказать и даже сыграть (да, да, был разыгран настоящий импровизированный спектакль на тему «Искусство репортажа»!), что же такое профессия журналиста, посвятившего себя культуре, – настоящий Мастер-класс, именно с большой буквы!

А если уж продолжать говорить о мировом уровне в целом, то невозможно отделаться от сравнения «молодого» фестиваля в Клину с двумя старейшими музыкальными фестивалями Европы – Бетховенским в Бонне и Вагнеровским в Байройте. Клин по атмосфере, по пресловутому «гению места» ближе, конечно же, к Байройту. Но по формату, по жанровому разнообразию – к Бонну. (Кстати, оба фестиваля в этом году отменены из-за пандемии, сумевшей свести на нет даже многолетние приготовления к 250-летию Бетховена.)

«В Байройте и Бонне гораздо более давние, можно даже сказать, сакральные традиции. И это главное отличие, – считает Владимир Лисенко. – Мы же свою сакральность только начинаем нащупывать. Но то, что у нас не самый плохой эскиз, несомненно. Об этом нескромно говорить, но это так. Конечно, нам очень хочется, чтобы у фестиваля была своя самобытность, своё лицо. Так что мы и в дальнейшем будем обязательно стараться делать наш фестиваль многогранным, чтобы был интерес, чтобы каждый мог найти для себя что-то особенное. В текущем, юбилейном году здесь много звучит музыки самого Петра Ильича. В то же время мы предоставили возможность показать себя и современным композиторам. Этот диалог эпох, связь эпох мне представляются чрезвычайно важными».

22 фестивалю Чайковского DSC_6524.jpg

Олеся Петрова и Алексей Гориболь: в гостях у Петра Ильича


«Диалог эпох» был представлен в мемориальном Доме-музее Чайковского концертом, который, к сожалению, прошёл не столь заметно, как «пафосные» мероприятия на Большой сцене open air, заявленные в основной программе. Концерт-приношение молодых композиторов Кузьмы Бодрова и Алексея Сюмака, а также их учителя Александра Чайковского стал драгоценным украшением фестиваля, не говоря о том, что он ознаменовался ещё и двумя мировыми премьерами. Впервые прозвучали «3 романса на стихи Тургенева» Сюмака и «13 вариаций на тему песни Б. Мокроусова «Одинокая гармонь» самого Александра Владимировича.

«Дмитрий Гринченко (директор «Русского концертного агентства». – М.З.) пошутил, что именно в Клину можно примирить двух антагонистов – московскую и питерскую композиторские школы. И символично, что в нашем фестивале принял участие Александр Чайковский, который является таким «примирителем», ведь он, как и Пётр Ильич, много работал и в Москве, и в Санкт-Петербурге», – резюмировал Владимир Лисенко.

Наверное, наиболее сильные эмоции вызвало у зрителей выступление меццо-сопрано Олеси Петровой и пианиста Алексея Гориболя, исполнивших 5 романсов из вокального цикла Александра Чайковского «Из жизни петербургской актрисы». Счастлив композитор, встретивший на своём творческом пути таких музыкантов, как Петрова и Гориболь! О красоте и мощи голоса певицы говорить излишне. Это был полноценный моноспектакль, сыгранный, вернее, прожитый искренне, волнующе, тонко, да чего уж там – гениально! Публика не отпускала… Обидно было только за одно – как же мало любителей музыки смогли присутствовать именно на этом концерте!

То ли дело – Большая сцена под открытым небом! На ней царил Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, ставшего с 2020 года художественным руководителем фестиваля Чайковского. (Кстати, в этом году был впервые сформирован и Оргкомитет фестиваля, куда вошли также Денис Мацуев, Евгений Миронов, Дмитрий Бертман, Александр Чайковский, Владимир Федосеев.)

И что хочется отметить в обязательном порядке! Слово «благотворительность» для маэстро Башмета имеет особое значение: в рамках фестиваля в Клину он сыграл два дополнительных концерта специально для врачей и волонтёров, борющихся с COVID-19.

Был представлен и спектакль-концерт «Онегин. Лирические отступления» с Евгением Мироновым и Елизаветой Боярской. Как разъяснял буклет: «Создатели концерта решили обратить внимание на «лирические отступления» в романе: о жизни, любви, дружбе и творчестве».

Евгений Миронов во многом уже является лицом клинского фестиваля. Ещё в 2014 году (тогда фестиваль не имел даже порядкового номера) сыграл самого Чайковского в, можно сказать, аналогичном спектакле-концерте «Роман в письмах», где его партнёршей была Ксения Раппопорт в образе Надежды Филаретовны фон Мекк.

И вновь трудно удержаться от сравнений. И в 2014-м, и ныне сценаристом и режиссёром действа выступала Марина Брусникина. И тогда, и сейчас знакомая и родная музыка сопровождала драматические монологи… Вот только впечатления от обоих спектаклей оказались противоположными. Евгений Миронов и Ксения Раппопорт сумели прочувствовать и передать истинный тон писем. Повторим: истинный тон! У Миронова и Боярской такой духовной общности не нашлось. Тонкости, понимания, внутреннего чувствования пушкинских стихов Боярской явно не хватало. Она читала хищно, нарочито чеканя каждое слово, вторгаясь со своим имиджем и мировоззрением XXI века в уютную патриархальность или аристократический блеск совсем другого времени, тем самым разрушая единство общей картины (Миронов с оркестром Башмета находились в целом на одной волне). Музыка (своеобразный «дайджест» из Чайковского, Свиридова, Рахманинова, Мусоргского, Хачатуряна) возвращала очарование пушкинским строкам, но трио Башмет – Миронов – Боярская распадалось, не объединившись.

Тем не менее «чудо Чайковского» произошло снова. То, что публика недополучила со сцены, было разлито в самом воздухе, в окружающем пейзаже, в атмосфере подлинности и близости к гению. Несмотря ни на что, праздник получился!

Спасибо Вам за помощь, дорогой Пётр Ильич!

 

Тэги: Мария Залесская Чайковский Клин Алексей Гориболь
Обсудить в группе Telegram

Мария Залесская

писательница, историк, музыковед, биограф, журн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Клин XV

    23.11.2022
  • Когда Слово – Дело

    07.09.2022
  • Мастер-класс длиною в столетие

    08.06.2022
  • Перекличка памяти

    18.05.2022
  • Гармония противоположностей

    30.03.2022
  • Композитор нашего времени

    22 голосов
  • Гаврилиным спасаясь…

    19 голосов
  • Слова и музыка Сергея Прокофьева

    17 голосов
  • Аккомпанировать самой жизни

    15 голосов
  • Толстой был бы доволен, или

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS