После всех страхов и лишений, карантинов и самоизоляций долгожданной отправной точкой на пути к возвращению в нормальную жизнь стал Клин. VI Международный фестиваль искусств П.И. Чайковского стартовал в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике композитора. Конечно, в этом году формально он не смог быть по-настоящему международным, но, безусловно, остался таковым по сути. Международное значение музыкального форума в Клину не вызывает сомнений, тем более что весной 2019 года он вошёл в Европейскую ассоциацию фестивалей. Хотя, наверное, на сегодняшний день самое главное даже не это – фестиваль стал первым в Московском регионе мероприятием со зрителями. Долой онлайн-концерты! Да здравствуют полные залы, живые эмоции и искренние аплодисменты!
«Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте», – писал Чайковский. Дух композитора словно до сих пор рядом, и даже творит чудеса. Не верите? Как рассказал директор клинского музея-заповедника Владимир Лисенко: «Место здесь такое, благословенное. Хотите пример? На второй день фестиваля, когда публика наслаждалась дивертисментом из фрагментов балетов Чайковского под руководством Николая Цискаридзе, небо вдруг нахмурилось. А у нас сцена под открытым небом. Ну, думаем, сейчас «Лебединое озеро» по колено в воде танцевать придётся. Так ведь нет! Вокруг дождь, да ещё с градом. А над сценой и зрителями – ни капли!»
С момента создания фестиваль в Клину взял курс на самые передовые тенденции мировой фестивальной практики. В первую очередь это многоплановость, «многофункциональность». Культурная сфера максимально расширена: концерты, научные конференции, мастер-классы.
Так, в рамках фестиваля впервые состоялся образовательный практикум «Школа молодых журналистов, освещающих вопросы культуры». Важная проблема? Чрезвычайно! Практикум подготовили и провели профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая, музыкальный обозреватель «Радио России», автор программ «Музыка в событиях» и «Архитектура звука» Ольга Русанова, а также обозреватель канала «Культура» Михаил Зеленский. В двух словах, вернее, в трёх захватывающе интересных лекциях рассказать и даже сыграть (да, да, был разыгран настоящий импровизированный спектакль на тему «Искусство репортажа»!), что же такое профессия журналиста, посвятившего себя культуре, – настоящий Мастер-класс, именно с большой буквы!
А если уж продолжать говорить о мировом уровне в целом, то невозможно отделаться от сравнения «молодого» фестиваля в Клину с двумя старейшими музыкальными фестивалями Европы – Бетховенским в Бонне и Вагнеровским в Байройте. Клин по атмосфере, по пресловутому «гению места» ближе, конечно же, к Байройту. Но по формату, по жанровому разнообразию – к Бонну. (Кстати, оба фестиваля в этом году отменены из-за пандемии, сумевшей свести на нет даже многолетние приготовления к 250-летию Бетховена.)
«В Байройте и Бонне гораздо более давние, можно даже сказать, сакральные традиции. И это главное отличие, – считает Владимир Лисенко. – Мы же свою сакральность только начинаем нащупывать. Но то, что у нас не самый плохой эскиз, несомненно. Об этом нескромно говорить, но это так. Конечно, нам очень хочется, чтобы у фестиваля была своя самобытность, своё лицо. Так что мы и в дальнейшем будем обязательно стараться делать наш фестиваль многогранным, чтобы был интерес, чтобы каждый мог найти для себя что-то особенное. В текущем, юбилейном году здесь много звучит музыки самого Петра Ильича. В то же время мы предоставили возможность показать себя и современным композиторам. Этот диалог эпох, связь эпох мне представляются чрезвычайно важными».
Олеся Петрова и Алексей Гориболь: в гостях у Петра Ильича
«Диалог эпох» был представлен в мемориальном Доме-музее Чайковского концертом, который, к сожалению, прошёл не столь заметно, как «пафосные» мероприятия на Большой сцене open air, заявленные в основной программе. Концерт-приношение молодых композиторов Кузьмы Бодрова и Алексея Сюмака, а также их учителя Александра Чайковского стал драгоценным украшением фестиваля, не говоря о том, что он ознаменовался ещё и двумя мировыми премьерами. Впервые прозвучали «3 романса на стихи Тургенева» Сюмака и «13 вариаций на тему песни Б. Мокроусова «Одинокая гармонь» самого Александра Владимировича.
«Дмитрий Гринченко (директор «Русского концертного агентства». – М.З.) пошутил, что именно в Клину можно примирить двух антагонистов – московскую и питерскую композиторские школы. И символично, что в нашем фестивале принял участие Александр Чайковский, который является таким «примирителем», ведь он, как и Пётр Ильич, много работал и в Москве, и в Санкт-Петербурге», – резюмировал Владимир Лисенко.
Наверное, наиболее сильные эмоции вызвало у зрителей выступление меццо-сопрано Олеси Петровой и пианиста Алексея Гориболя, исполнивших 5 романсов из вокального цикла Александра Чайковского «Из жизни петербургской актрисы». Счастлив композитор, встретивший на своём творческом пути таких музыкантов, как Петрова и Гориболь! О красоте и мощи голоса певицы говорить излишне. Это был полноценный моноспектакль, сыгранный, вернее, прожитый искренне, волнующе, тонко, да чего уж там – гениально! Публика не отпускала… Обидно было только за одно – как же мало любителей музыки смогли присутствовать именно на этом концерте!
То ли дело – Большая сцена под открытым небом! На ней царил Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, ставшего с 2020 года художественным руководителем фестиваля Чайковского. (Кстати, в этом году был впервые сформирован и Оргкомитет фестиваля, куда вошли также Денис Мацуев, Евгений Миронов, Дмитрий Бертман, Александр Чайковский, Владимир Федосеев.)
И что хочется отметить в обязательном порядке! Слово «благотворительность» для маэстро Башмета имеет особое значение: в рамках фестиваля в Клину он сыграл два дополнительных концерта специально для врачей и волонтёров, борющихся с COVID-19.
Был представлен и спектакль-концерт «Онегин. Лирические отступления» с Евгением Мироновым и Елизаветой Боярской. Как разъяснял буклет: «Создатели концерта решили обратить внимание на «лирические отступления» в романе: о жизни, любви, дружбе и творчестве».
Евгений Миронов во многом уже является лицом клинского фестиваля. Ещё в 2014 году (тогда фестиваль не имел даже порядкового номера) сыграл самого Чайковского в, можно сказать, аналогичном спектакле-концерте «Роман в письмах», где его партнёршей была Ксения Раппопорт в образе Надежды Филаретовны фон Мекк.
И вновь трудно удержаться от сравнений. И в 2014-м, и ныне сценаристом и режиссёром действа выступала Марина Брусникина. И тогда, и сейчас знакомая и родная музыка сопровождала драматические монологи… Вот только впечатления от обоих спектаклей оказались противоположными. Евгений Миронов и Ксения Раппопорт сумели прочувствовать и передать истинный тон писем. Повторим: истинный тон! У Миронова и Боярской такой духовной общности не нашлось. Тонкости, понимания, внутреннего чувствования пушкинских стихов Боярской явно не хватало. Она читала хищно, нарочито чеканя каждое слово, вторгаясь со своим имиджем и мировоззрением XXI века в уютную патриархальность или аристократический блеск совсем другого времени, тем самым разрушая единство общей картины (Миронов с оркестром Башмета находились в целом на одной волне). Музыка (своеобразный «дайджест» из Чайковского, Свиридова, Рахманинова, Мусоргского, Хачатуряна) возвращала очарование пушкинским строкам, но трио Башмет – Миронов – Боярская распадалось, не объединившись.
Тем не менее «чудо Чайковского» произошло снова. То, что публика недополучила со сцены, было разлито в самом воздухе, в окружающем пейзаже, в атмосфере подлинности и близости к гению. Несмотря ни на что, праздник получился!
Спасибо Вам за помощь, дорогой Пётр Ильич!