После возвращения Свято-Данилова монастыря Русской православной церкви наместником монастыря назначили отца Евлогия (Смирнова), который позже в своей книге вспоминал: «Возрождение Даниловой обители было, несомненно, чудом нашего времени, ибо не только засияли обновлённые монастырские стены и храмы, не только начались богослужения, но и произошло движение в душах людей, народ по-новому взглянул на вещи, обесцененные временем».
Не будет преувеличением сказать, что архимандрит Евлогий, ныне он митрополит Владимирский и Суздальский, по сути, поднимал обитель из руин.
Сегодня наместником Данилова монастыря является архимандрит Алексий (Поликарпов). В этом году ему исполнилось 70 лет, но от детской непосредственности он, похоже, не избавился. Взгляд у него живой и любознательный.
– Какой вопрос вы ожидаете услышать первым от меня, отец Алексий?
– Я думаю, поскольку я по должности являюсь наместником Московского Данилова монастыря, то это, конечно, вопрос о нашей обители.
– Считайте, что я вам уже задал такой вопрос...
– Это первый монастырь, который образовался на Московской земле. Тогда это была южная окраина Москвы. Основан монастырь в конце XIII века святым благоверным князем Даниилом. Мы знаем, что в православии христиане имеют покровителей из числа святых, и покровителем князя Даниила был преподобный Даниил Столпник, во имя которого и основали монастырь.
Князь Даниил родился в 1265 году. Он был сыном великого князя Александра Невского. При разделе отеческого наследства князю Даниилу досталось слабое и бедное Московское княжество.
Это было время монголо-
татарского ига, время братских междоусобиц, и сыновья Александра Невского не всегда жили в мире между собой. Князь Даниил, будучи младшим из братьев, был самым мудрым из них. Он положил начало объединению русских земель вокруг Москвы.
– Во времена монголо-татарского ига не возбранялось строить храмы и монастыри, что, на мой взгляд, приближало конец ига. Много позже правнук князя Даниила князь Дмитрий Донской получил благословение в Троицкой обители и на Куликовом поле положил предел владычеству монголо-татар.
– Русь в этом плане могла развиваться, может быть, в условиях стеснённых, но тем не менее строились храмы, открывались монастыри; с умножением святынь росло благочестие в народе, и русские князья, как мы знаем, отстаивали свою веру, вплоть до смерти.
– Как судьба монастыря складывалась при советской власти?
– Данилов монастырь был закрыт последним из монастырей, в 1930 году. Настоятель обители, архиепископ Феодор (Поздеевский) и большинство братии были впоследствии расстреляны. Больше 50 лет в стенах монастыря находился приёмник-распределитель для малолетних преступников, беспризорников, тут были устроены склады и гаражи. Когда архимандрит Евлогий, он был назначен наместником обители, первый раз пришёл сюда после возвращения монастыря Русской православной церкви, то из окон ему кричали: «Поп, дай закурить!» Ещё вот эти малолетние преступники находились тут, но они уже готовились к отъезду. Возрождение Даниловой обители последовало тоже при советской власти. Это произошло в 1983 году и было приурочено к предстоявшему в 1988 году празднованию 1000-летия Крещения Руси.
Состояние монастыря было ужасным. Территория завалена мусором. Не было верхней части колокольни, она была надстроена потом. Храмы были перестроены до неузнаваемости, а монастырские стены подпирались брёвнами. Покойный патриарх Алексий говорил: «Было разрушено всё, что можно разрушить». Он в то время, будучи митрополитом Таллинским и Эстонским, возглавлял комиссию по реконструкции и строительству Данилова монастыря.
Приходили люди, помогали, чем могли, трудились безвозмездно на восстановлении обители, с большим восторгом и духовной радостью они восприняли открытие монастыря. И вот буквально в эти дни мы праздновали знаменательное событие – десять лет назад вернулись из Америки колокола Данилова монастыря.
– Это, получается, в 2008 году?
– Да, в 2008 году, после долгих и трудных переговоров. В 1930 году даниловские колокола купил у советской власти американский меценат Чарльз Крейн. Он подарил колокола Гарвардскому университету, где они и находились до 2008 года. Американцы согласились возвратить колокола при условии, что мы им изготовим точные копии. Условия американцев выполнили, и Данилов монастырь услышал редкий звон своих родных колоколов. Подбор колоколов Данилова монастыря считался одним из лучших в дореволюционной России.
– В каком году вы стали наместником монастыря?
– В 1992 году. К этому времени он был благоустроен, основное было сделано. Нам оставалось только это благолепие поддерживать, мы занимаемся ремонтами и благоукрашением.
– Довольно долго вы являетесь наместником монастыря...
– Очевидно, Святейшему патриарху известно, что я больше пользы принесу на этом месте. В монастыре находится резиденция патриарха, его рабочий кабинет. Здесь он встречается с деятелями церковными, светскими, ведёт большую созидательную работу.
– Сколько насельников в монастыре?
– Около 70 человек.
– Вы, отец Алексий, родились в Первоуральске, в рабочей семье, выросли в атеистическом советском обществе и оказались вдруг в монастыре...
– Плохо или хорошо?
– Удивительно.
– Да, удивительно. Но события в жизни каждого человека слагаются иногда неожиданно для него самого. Родители у меня не были воцерковлёнными людьми, но иконы в доме у нас были. Первый раз я пришёл в храм, наверное, в конце средней школы. Работал после школы слесарем. В возрасте двадцати одного года собрался в Сергиев Посад, он тогда назывался Загорском, поступил в Московскую духовную семинарию и одновременно стал послушником. 23 года провёл в Троице-Сергиевой лавре. Недолгое время был помощником духовника монастыря, отца Кирилла. Всем известно, что он был на фронте, на войне, вернулся и пошёл в монастырь. Он был воплощённая любовь, пообщавшись с ним, люди уходили от него со спокойным умиротворением.
– Монахами рождаются?
– И рождаются, и становятся. Как же? Человека воспитывали родители, может, сама жизнь какие-то уроки давала ему, он боролся с самим собой, это вполне возможно, и часто так бывает.
– Посещаете родной Первоуральск?
– Несколько лет назад был по делам на Урале. Родители уже умерли, и нашего дома не осталось....
– Грустно завершили разговор... Спасибо вам, отец Алексий, за беседу.
Беседу вёл
Владимир Смирнов