Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Чуть меньше века длится спор

01 января 2007

АКТУАЛЬНО

Мэр Москвы Сергей Собянин на открытии развязки на Волоколамском шоссе в районе Павшинской поймы;  РИА «Новости»Транспорт, пробки, «всё стоит – не проехать, пришлось бросать машину у метро» – с этой темой и ежедневными разговорами о ней сталкивается каждый, кто хоть раз побывал в столице. Общее недовольство транспортной ситуацией не первый год омрачает нам жизнь, и «встать над ситуацией» бывает довольно сложно. Но тем не менее давайте попробуем.

«Внашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда. Он выводит из строя целые шеренги членов профсоюзов и их семей», – писали в самом начале «Золотого телёнка» Ильф и Петров. Первый автобусный маршрут появился в Москве в 1924 году, а «Золотой телёнок» был опубликован спустя семь лет. И уже тогда, как видите, это транспортное явление вовсю обсуждалось публикой. С той поры прошло немало лет, однако проблема лишь ширится и уже не может восприниматься с юмором. Ведь автомобильные проблемы выводят из строя уже не шеренги «членов профсоюзов», а восемнадцатимиллионную агломерацию – Москву.

Конечно, автомобиль – это наш личный дом на колёсах. В нём нам комфортно, всё устроено для нашего удобства, казалось бы – мчи себе и мчи. Только вот столица давно не помнит тех времён, когда по городу можно было мчаться. Увеличивается количество людей – увеличивается количество транспорта. Что делать в такой ситуации городским властям? Запретить машины? Сделать въезд платным везде, где только это возможно? Позакрывать проезды и заставить ходить автомобилиста пешком? Разумеется, нет.

Итогом множества обсуждений на тему «как разгрузить пробки» стало утверждение правительством Москвы программы развития столичного транспорта до 2016 года. И транспортные эксперты (как отечественные, так и зарубежные), участвовавшие в работе над программой, сошлись на едином решении: развитие общественного транспорта – единственная панацея. Причём транспортная структура столицы будет преобразована фундаментально, именно поэтому власти выделяют на транспортные проблемы грандиозную сумму – 1,5 трлн. рублей за пять лет.

Первыми шагами в рамках реализации этой программы стали выделенные под общественный транспорт полосы. Например, на днях на проспекте 60-летия Октября на юго-западе столицы появилась очередная такая полоса.

И что же? Тут же выяснилось, что новое явление не может быть только инициативой сверху, в его реализации должны участвовать все москвичи. А это оказалось «узким местом». Люди вообще устроены так, что тяжело привыкают ко всему новому, правда, по примеру Петра Первого «насильно брить бороды боярам» никто не собирается. Разумеется, привыкать к наличию удобных выделенных полос в городе мы будем постепенно, но уже сейчас у каждого из нас появился шанс испытать на себе это новое. Оставить машину и проехаться на автобусе – вот и всё, что нужно сделать. Не удивляться, что к новому придётся привыкать, а проявить любопытство и попробовать самому.

Ведь что мы имеем на сегодняшний день? Решение и средства на его осуществление есть, общественный транспорт станет доминирующим видом транспорта в течение очень небольшого периода времени. Наземный автопарк столицы будет увеличен почти вдвое: это и автобусы, и троллейбусы, и трамваи. Появление первых «выделенок» – это начало большого пути, в успехе которого заинтересован каждый разумный человек. Оставить машину на перехватывающей парковке, сделанной возле метро или тяжёлого участка дороги, причём бесплатно, на основании купленного билета на наземный или подземный транспорт, – и добраться быстрее, чем на собственном автомобиле, не это ли самый выгодный расклад для спешащего человека? Да, тяжело принять решение проехаться на том же автобусе, если ты не ездил на нём уже много лет. Но это уже не старый автобус со скрипящими рессорами и дребезжащими стёклами – это современный, комфортабельный, кондиционированный, удобный транспорт.

Сидеть в длинной пробке, но в своей машине, или проехать этот участок пути по выделенной линии на общественном транспорте, да вдвое быстрее – выбор очевиден даже ребёнку. Конечно, нам всем придётся привыкать. Конечно, дело это небыстрое ни для строителей-дорожников, ни для города, ни для нас с вами. Однако рано или поздно, но переобустройство транспортной системы Москвы произойдёт. Для комфорта и удобства каждого из жителей столицы.

Требуется, как обычно, минимум усилий от нас – и максимум от столичных властей. Тот минимум усилий, которым мы можем помочь и себе, и городу, сделать нужно и должно, иначе получается, что мы любим Москву только на словах. Не мэрия столицы, а мы сами. Революционные изменения в транспортной стратегии столицы, оказывается, – это полдела, революционные изменения в сознании москвичей по отношению к общественному транспорту – вот что сейчас важно. Как ни банально, но нам тут нужно начать с себя.

Да, будут проблемы и несостыковки не только нам, но и всем, кто ежедневно так или иначе занят работой с транспортом, нужно будет пересмотреть своё отношение к грядущим и уже происходящим изменениям. Нам предстоит притираться к новому транспортному подходу, как если бы мы привыкали к новой обуви, но в конце концов обувь разнашивается, произойдёт и осознание того, что общественный транспорт – удобный выход для всех. Приезжая в европейские страны, мы непринуждённо садимся в трамваи и автобусы, видя, что так там делают все. Это как минимум комфортно. Сегодня у москвичей нет такой привычки в собственном городе. Что ж, тут остаётся только одно – самим стать первыми, самим стать инициаторами создания такой привычки. Выделенные полосы – новые, автопарк обновляется стремительными темпами, дорожные работы по предоставлению общественному транспорту выгодных условий кипят так, как никогда раньше. Бросить машину и сесть в автобус – выход. Надо просто один раз его сделать. И в этом нам мэрия не поможет. Нам надо помочь самим себе.

Владимир КЛИМОВ

Обсудить в группе Telegram

Владимир Климов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS