Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Чувство эпохи

01 января 2007

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Драматургу Александру Гельману – 75

ИТАР-ТАСССаша (я могу позволить себе так называть его, мы дружим много лет) – человек с уникальным жизненным опытом. Думаю, во многом благодаря этому опыту он и состоялся как драматург. Но главное – время требовало таких людей, и они пришли. А время было таким, что сошлись в одной точке пространства драматурги, которые знали жизнь и которым было что сказать зрителю, и режиссёры, свято верившие в то, что предназначение театра – очищение человеческой души, а не банальная развлекуха. Это как весы, на одной чаше которых – Гельман, Рощин, Зорин, а на другой – Ефремов, Любимов, Товстоногов. Несмотря на цензуру, на ухищрения чиновников из Минкульта, два этих мощных начала соединились. И дали нам тот театр, которым мы гордимся. 

Я узнал о Саше от Олега Николаевича. Он с огромным энтузиазмом рассказывал нам с Мишей Рощиным о замечательном драматурге, появившемся в Ленинграде, которого он обязательно будет ставить. И мы были рады этому. Мы не видели друг в друге соперников. Наоборот – единомышленников. И мысль была одна – нашего полку прибыло. То, что многие из его пьес были, как раньше говорили, «производственными», нам было не важно. Это волновало Министерство культуры. А нас потрясало и привлекало точное попадание в суть характера, абсолютная психологическая достоверность его героев. Саша из тех людей, которые органически не приемлют лжи. А ведь ложь была генеральной установкой эпохи. 

У Гельмана потрясающее чувство эпохи. Было и есть. Термин «новые русские», столь привычный для нашего уха, – это ведь его меткая характеристика. Самое удивительное, нынешние режиссёры не только не стоят к нему в очередь за новыми пьесами, но и о тех, что были написаны прежде, не вспоминают. И совершенно напрасно. Да, страна другая. А проблемы – те же. И люди те же: они и липовые протоколы приёма-сдачи объектов точно так же подписывают, и премии незаслуженно раздают. Ну пусть не премии, так выгодные контракты. Суть же не в этом. В драматургии Гельмана мне дороже всего позиция: человек уходит из театра, но увиденное там должно заставлять его, вернувшись в собственную жизнь, поступать по-человечески. Такая драматургия нам очень нужна сегодня. Так что я желаю Саше не только крепкого здоровья и долгих лет, но и новых пьес. 

Михаил ШАТРОВ

Обсудить в группе Telegram

Михаил Шатров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS