Роман Богословский
За сюжетами, к разработке которых приложил руку сценарист, ведущий, автор блогов и передач на ТВ Сергей Минаев, по моим сугубо личным ощущениям, всегда стоит глубокое знание предмета и детальная проработка, включая подбор консультантов. Утверждение касается всех его работ, наиболее заметные из которых – это сериалы «Первый номер», «Золотое дно» и вот теперь «Чужие деньги» от режиссёра нашумевшего «Триггера» Игоря Твердохлебова.
«Чужие деньги» сразу привлекли к себе внимание аудитории – рейтинг на «Кинопоиске» 7,7. При ином раскладе этот релиз рисковал встать в один ряд с типичными криминальными сериалами последних лет, если бы не одно обстоятельство: он повествует о запутанных схемах и перипетиях криминальной составляющей криптобизнеса, а тема эта пока знакома российскому зрителю не так чтобы очень сильно. Добавьте сюда суперзвёздный актёрский состав, двойников в центре сюжета, нарастающее напряжение – и рецепт успеха готов.
Главные роли исполнила звезда сериала «Триггер» Максим Матвеев. Он играет двух крайне непохожих людей, что ставило перед актёром нетривиальную задачу – стать подлинным мастером перевоплощения в абсолютно разные характеры.
Алексей Воронов – московский мажор и воротила, обнальщик и криптовалютчик со стажем. Его жизнь – сплошная сказка, сотканная из дорогих авто и ресторанов, брендовой одежды и светских приёмов. А его двойник, Юра Афанасьев, мелкий банковский клерк и неудачник из Твери. В ходе криминальных разборок Воронова убивают, а Афанасьев начинает жить его богатой жизнью – сначала робко и на ощупь, потом – всё увереннее.
Перед смертью Воронов планировал самую крупную аферу в своей жизни – он замахнулся на кражу общака у сообщества коррумпированных чиновников – 6 миллионов евро. Но махинация сорвалась, всё пошло не по плану, и каждый герой теперь висит на волоске между жизнью и смертью, пытаясь выпутаться из проблем, но лишь всё больше в них запутывается – и ставки с каждой серией повышаются.
Самый проработанный персонаж, представляющий силы антагонизма, – это чиновник Свинцицкий по кличке Свин, блестяще сыгранный Гошей Куценко. Он обожает классическую музыку и дорогой парфюм, восхищается женской красотой и русской баней; он опьянён собственным величием, при этом на каждом шагу пытая и убивая людей. Именно Свинцицкий ответственен за то, что «близнецы» Воронов и Афанасьев украли-таки деньги государственной мафии. Досадный промах заставляет и самого Свина крутиться, как угорь под пяткой, лишь бы оправдаться перед хозяевами и вернуть деньги в общак.
Женские персонажи представлены двумя весьма яркими ролями – это девушка Воронова (а когда его убивают – Афанасьева) Алина (Стася Милославская) и сотрудница Росфинмониторинга Юля (Линда Лапиньш). Первая ставит во главу угла богатство, и неважно, каким путём оно пришло, вторая – талантливая, фанатичная поборница закона и порядка – действует нестандартными методами, за что постоянно получает нагоняи от начальства, но и его признательность за отличную работу – образ, хорошо знакомый любителям русских сериалов, начиная с гения и алкоголика Меглина (Константин Хабенский) из «Метода».
Планируя операцию по поимке криптообнальщиков, Юля набивается к Алине в приятельницы, чтобы взять с поличным Воронова, а когда Алина раскрывает, кто на самом деле её новая подруга, это её фактически добивает и заставляет решиться на отчаянный шаг: ради спасения ситуации и денег переспать с отвратительным Свинцицким.
Ближе ко второй части сериала выясняется, что Воронов жив – в его голове металлическая пластина, именно в неё угодила пуля, лишь отключив преступника. Мы же о кино, да? Куда ж тут без проверенных киношных приёмов. По сути, всё самое интересное и начинается после того, как Воронов снова заявляется в сюжет, где его двойник Афанасьев уже выстроил свою новую, пусть и опасную, зато богатую жизнь – он обитает в квартире Воронова, ведёт дела с его партнёрами, да ещё и влюбился в его девушку Алину, которая, конечно, перемены в своём парне заметила, но скорее обрадовалась им – ведь Алексей был холодным, расчётливым, саркастичным потребителем всяческих благ, а Юра Афанасьев – нежный, отзывчивый и страстный.
С момента нового появления «мёртвого» Воронова ситуация накаляется, ведь теперь криптодельцу нужно не только бороться с продажными госчиновниками, но и как-то вернуть собственную жизнь, которую забрал его двойник – ноунейм из Твери. В общем, после череды различных по степени изобретательности сценаристов разборок, погонь и перестрелок все хорошие остаются жить, а плохие – погибают. Ну и главное – Алина и Юра понимают: счастье не в деньгах, ну или как минимум не только в них, а в том, что они теперь есть друг у друга.
В последней серии создатели дают нам намёк на второй сезон, так как те самые 6 миллионов евро оказываются в руках абсолютно случайного человека, а Алине с Юрой предстоит решить, что с этим делать и делать ли. Повествование заканчивается на романтичной ноте идиллического счастья Алины и Юры.
В целом этот сериал, конечно, удача создателей, но кое-что при просмотре оставило и негативное впечатление. Как это часто бывает в релизах последних лет пяти–семи, Москва выглядит слишком вычурно, вылизанно. Плюс довольно много крупных планов, где нам буквально пытаются кричать о том, что сейчас на душе у персонажа. Дорогие создатели, Сергей Эйзенштейн давно умер… Ну и, если честно, деловой центр «Москва-Сити» просто задолбал. Неужели у нас негде больше снимать? Полно же интересных локаций в столице, пусть и не столь очевидных.
Осталось рассказать о ролях второго плана. Харизматичного и расчётливого бизнесмена, дядю Воронова, сыграл Филипп Янковский. Илья Любимов тоже здесь отрицательный герой – Ильяс. Он проворачивает схематозы, никого не уважает и всё время язвит. Ну и, пожалуй, отмечу ещё Александра Мизёва, сыгравшего друга Юры с идиотской кличкой Ослик.
В общем, «Чужие деньги» – крепкая работа, продолжение которой лично я буду ждать с нетерпением.