«Господа офицеры: Спасти императора» – реинкарнация «истерна»?
Трудно даже сейчас оценивать события того революционного во всех смыслах времени. До сих пор архивы добавляют свои оценочные краски той красно-белой, поистине гражданской войне в стране, где все вообще-то – «свои». И сейчас страшно понимать, что «брат шёл на брата». А уж тогда! Так мечталось, чтобы некий мессия остановил бойню, разобрался во всём и, как добрый отец, возродил родное Отечество. В роли такого человека многие видели именно государя-батюшку: императора. Николаю II вместе со своей семьёй пришлось стать заложниками революционных преобразований. В принципе виновниками его смерти стали и красные, и белые. Вторые в стремлении спасти императора как оплот российской государственности (а такие попытки, убеждают историки, были в реальности) подтолкнули большевиков, видевших себя строителями новой истории, избавиться от носителя монархических идеалов. Призывая к спасению императора, «господа офицеры» таким образом приблизили его смерть.
Создавать фильмы на тему отечественной истории, в особенности относительно недавней, – задача для сегодняшнего российского кинематографа почти что из ряда «миссия невыполнима» (о чём неоднократно говорили участники литгазетовской дискуссии на эту животрепещущую тему). Ведь за какое событие ни ухватись – боль душевная, споры бесконечные. Мол, так ли отразили, правильно ли ходят, те ли костюмы у героев?.. Но это ещё ладно, а когда вдруг выясняется, что всё было не так, а ровно наоборот и та же Октябрьская революция уже вроде бы и не залпом «Авроры» «выстрелила»?.. Прежняя чёткая трактовка: красные – герои, белые – враги, пускай порой и обаятельные, – подверглась решительному пересмотру. И хотя новый век прибавил творцам смелости, а исторических фильмов на экранах всё больше, проблемы, как говорится, остаются.
Вот режиссёр и актёр Олег Фомин («NEXT», «День выборов», «Молодой Волкодав») попытался возродить некогда столь популярный у нас жанр «истерн». На выходе получился не исторический боевик, а некая романтико-приключенческая лента по схеме классического вестерна. Отметим сразу, что на полноценный экшен у картины дыхания не хватило. Равно как и на популярное зрительское кино «для народа». Притом что снялись в фильме в большинстве своём узнаваемые актёры: Марат Башаров, Евгений Стычкин, Анна Азарова, Сергей Баталов, Анатолий Белый, Станислав Дружников и – сам Фомин в роли одного из главных господ офицеров.
Начнём с того, что явных параллелей с такими разными картинами (и отечественными, и зарубежными), как «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих», «Спасти рядового Райана», «Великолепная семёрка», «Адъютант его превосходительства», «Достояние республики», «Семь самураев», даже… «Свадьба в Малиновке», здесь множество. Оно, конечно, понятно, даже нот всего-то семь. Что, правда, не мешает создавать всё новые мелодии. А тут на протяжении всего действия не оставляет ощущение – «всё это было, было, было…». И поезда захватывали, которые потом шли жутко и красиво на лобовой таран. И семеро смелых с величайшими испытаниями прорывались к высокой цели, попутно уничтожая сонмы противников. И с гусарским ухарством пели герои песни перед расстрелом (это когда режиссёр хотел, чтобы они «ушли красиво»). И пленники спасались из сараев-хлевов-сенников с элементами трагикомедии. И анархист-бильярдист, любитель чужого золота, вносил свои «три копейки» в «историческое» полотно. Без героических цыган тоже не обходится. Но не только в этом узнавании дело. Хотя вполне вероятно, что Фомин нарочито привнёс в картину «советскую» стилистику и некие сюжетные штампы мирового кинематографа. Надо же заботиться о расширении зрительской аудитории. Отсюда и исполнение Николаем Расторгуевым и его «Любэ» песни под финал картины.
Странно другое. Само название фильма предполагает наличие хотя бы одного Героя – именно что с большой буквы. Или – Героев. Слово «спасти» этого просто требует. А его (их) – нет. И не может быть согласно самому сюжету. Ну не за кого зрителям болеть. Нет «плохих» и «хороших». Все – «свои». Только вот безжалостно уничтожающие друг друга, а по случаю – и боевых соратников… Когда нет толково проработанного сценария и этической, если угодно, сверхидеи, когда совершенно не прописана развязка киноистории, по-другому быть и не может.
Итак. Группа белых офицеров, не признавших революцию, пытается спасти из дома Ипатьева в Екатеринбурге заточенную там большевиками царскую семью. Их пытается остановить группа красных чекистов во главе со злобным предводителем Бейкерсом или Бейлисом (Анатолий Белый).
Честно говоря, симпатии к роскошным господам офицерам по фильму у зрителей всё же больше. Куда «красивше» беляки поданы. И в этом смысле недаром, видимо, Фомин отказался от исторических консультантов?.. Такое вот самоуверенное желание успешного режиссёра, работающего в последнее время поточным методом. Скорее всего, в этом и есть причина слабости «Господ офицеров». Нет, что ни говори, а передавать романтическую ностальгию по балам да эполетам позрелищнее выходит. И несчастная «крестница императрицы» Варенька (Анна Азарова) так выигрышно умирает от пули кровожадного большевика-чекиста на руках предводителя белого спецназа – штабс-капитана Давыдова (Олег Фомин). И показ «психической» атаки юнкеров, которые идут под пулями на штурм окопов красных в полный рост под призыв командира: «Кому дорога честь и Родина – за мной! За веру, царя и Отечество!» – даёт ощутимый крен в сторону зрительских симпатий «за белых».
Правды ради отметим: начало истории интригует. Захват красного комиссара, который выдаёт тайну местопребывания императора, и – действие понеслось. Якобы 700 километров чуть ли не пешком пробираются через засады, предательство со всех сторон, перестрелки, расстрелы, интрига отравления безвинной тягловой силы, форсирование рек и угон поездов, доблестные белые контрразведчики. Долго идут… И зритель начинает изнывать: когда же они начнут, собственно, спасать венценосное семейство? Может, и получится? Вдруг режиссёр сделал историческое открытие, сумел опровергнуть факты кровавой бойни и хотя бы женщины и дети не погибли? Вот и ряды спасателей уже изрядно поредели, пора бы… Но всё получается как в известном анекдоте о плохом хирурге на операции: «не получается». Последняя треть фильма скомкана и ещё более «ходульна». «Остаться в живых» среди белых и красных героев удаётся лишь актёру Фомину. Чтобы он убил ещё одного предателя среди белых соратников. Да, ещё подался к своим, на Балтику, переметнувшийся на время к белым (жить-то хочется) бравый матрос...
А где же мальчик? В смысле: с императором-то что? Вроде бы расстреляли. Но для возможного продолжения истерна «Господа офицеры» мелькает миражом телега, на которой расположился Николай II с домочадцами. Куда-то едут они, то ли воскресшие, то ли отпущенные на волю.
«Надоело смотреть, как русские люди русских людей убивают!» Так пафосно подаёт реплику анархист, бывший штабс-ротмистр Красовский (Евгений Стычкин). Эти слова могли бы стать главным посылом фильма. Но почему-то ведущей мотивацией экранных поступков стали… деньги. О них ведёт речь даже главный чекист, когда определяет их необходимым элементом в деле революции. Деньги, а не история о несчастном императоре «строят сюжет». С россыпью золотых монет из портфеля очередного предателя (в данном случае – белогвардейца) «Господа офицеры» и заканчиваются.