Ко Дню космонавтики Первый канал преподнёс героям космоса странный подарок – «Частицу Вселенной»
«История большой любви и соперничества, подвига и настоящей мужской дружбы» активно анонсировалась. Режиссёр и автор сценария Алёна Званцова, представляя сериал, добавила к анонсам от себя: «Это и космический триллер, и история большой любви. Это фильм про наших современников. Картина об умных и сильных людях, которые занимаются опасным делом, совершают большие красивые поступки».
«Большая любовь, красивые поступки, настоящая мужская дружба и триллер» не могли не привлечь внимания зрителей. Да, у сериала «Частица Вселенной», кажется, было всё для успеха: очень популярная ныне космическая тема; опытный режиссёр и сценарист – Алёна Званцова; великолепный актёрский состав: Виктория Исакова, Алексей Макаров, Сергей Пускепалис, Владимир Яглыч, Анна Михалкова, Александра Бортич, Яна Гладких, Андрей Смирнов, Елена Прудникова, а также знаменитый продюсер, он же автор идеи –Валерий Тодоровский.
Всё очень хорошо, но почему скромная, практически беззвёздная «Берёзка», шедшая на «России-1» примерно в то же время, с такой лёгкостью обогнала маститый сериал по рейтингам? Почему такой провал?
Причина, думается, как раз в «идее». Сериал начинается с того, что Надя (Виктория Исакова), жена бортинженера Каманина (неожиданно трогательная работа Алексея Макарова – его персонаж вызывал симпатию и сочувствие), всю жизнь мечтавшего о космосе и восемь лет готовившегося к первому полёту, признаётся, что любит другого. Вскоре мы узнаём (а муж понимает это только в конце сериала), что этот другой – о, настоящая мужская дружба! – командир экипажа. То есть в сердцевине сериала – подлянка, червоточина, не большая любовь и дружба, а самый большой некрасивый поступок, какой жена может сделать в отношении мужа – измена, и ведь она не 20-летняя дурочка, а мать уже почти взрослого сына. И Вера сообщает мужу об этом, непонятно на что рассчитывая, настаивая на разводе, но не сказав, с кем изменила. Когда она узнаёт, что мужа включили в экипаж корабля, то на людях по его просьбе ведёт себя так, как будто бы ничего не случилось, чтобы не сорвать его участие в первом полёте.
А бывало ли что-то подобное в нашей огромной космической практике? Те, кто далёк от космоса, отвечают вопросом на вопрос: «А что космонавты – не люди что ли?» Те же, кто близок к космической среде, утверждают, что такое в отряде космонавтов невозможно. Не только по этическим причинам, но и по соображениям безопасности – люди, находящиеся в подобных отношениях, никогда вместе бы не полетели.
Но дело даже не в этом. В основе сюжета заложена мерзость, которая вряд ли сочетается с представлениями о космонавтах, как о людях необыкновенных – отважных, благородных, влюблённых в космос, самоотверженных, готовых к смертельному риску. Всё же у них другие жизненные принципы, существенно отличающиеся от тех, что бытуют, скажем, в журналистике, артистической среде или политических кругах. Неприятно следить за тем, как хорошие люди в сериале врут, криво улыбаются, прикидываются любящими.
Ухо режет частично запиканная генитально-экскрементная лексика командира и других. Сергей Пускепалис играет супернадёжного героического пилота, который в конце приходит к полному краху. Не верится, что такой увалень-домосед мог увести (да и зачем?) такую женщину, как Виктория Исакова, тем более у такого мужчины, как Алексей Макаров (скорее наоборот!). Невозможно поверить также, что такая женщина-мать, какой играет жену командира Анна Михалкова, могла уйти из семьи, где остался сильно травмированный во время ремонта станции, оглохший муж, и уехать с ребёнком в Италию, да ещё быстро найти там себе нового мужа. В сериале много говорится о психологии, но в нём ещё больше такого, что её законы нарушает, во что не веришь – что противоречит логике развития характеров.
Дети космонавтов (Александра Бортич и Сергей Походаев) ведут себя так, как будто прошли стажировку в «Доме-2» у Ксении Собчак. Конечно, никак не верилось, что с космонавтами и их жёнами работают такие психологи, как алкоголик Шутов (оказалось, одна из самых главных ролей в сериале, её играет Алексей Агранович) – на Западе психоаналитика в моде очень давно, неужели и в нашу космонавтику она проторила себе дорогу? Вся эта линия показалось надуманной, фальшиво-многозначительной, впрочем, как и другие. Так же, как и поведение жён и родственников космонавтов, которые должны, следуя когда-то принятому ритуалу, лгать, притворяться, изображать, что всё хорошо, а потом отводить душу в истерике. Её выплески с пощёчинами вызывали оторопь – весь сериал преследовало ощущение, что на человека надевают не его костюм, что космонавтам навязывают комплексы из совершенно другой среды с гипертрофированными терзаниями, интеллигентскими ломаниями – иногда думалось, а причём тут космос? Этот же вопрос задают те немногие, кому сериал пришёлся по душе, но по другой причине. Зачем опять космос, орбитальные станции, которые противоречат концепции убогой «рашки-какашки», в которой ничего дельного произвести невозможно?
В имевшей огромный успех «Оттепели» тех же Валерия Тодоровского и Алёны Званцовой, с любовью была показана жизнь кинематографической богемы, которую создатели сериала отлично знают, однако вызвала вопросы одна, но важная линия сериала. Главный герой (кинооператор) во время войны благодаря связям отца избежал призыва в армию, и ключевым в сериале был его конфликт с милиционером-фронтовиком, который заканчивается тем, что кинематографист с удовольствием избивает героя-фронтовика. Что-то похожее происходит в сериале «Оптимисты», в котором мидовские дипломаты оказываются сплошь подонками и предателями. В «Частице Вселенной» кинематографисты «избивают» наших космонавтов. После успеха «Времени первых» и «Салюта 7» подобное «опускание» космической темы воспринимается как какая-то акция. Судя по низким рейтингам, на этот раз крайне неудачная.