В книжном клубе Российского военно-исторического общества на Воздвиженке прошла презентация журнала «Культурная политика». В самом сердце России – у стен Кремля, что подчёркивает особую значимость события.
За импровизированным круглым столом – философы, историки, культурологи, филологи, журналисты. Цель журнала – стать идеологической трибуной и площадкой «мозгового штурма» наиболее острых и актуальных проблем государственной культурной политики.
– Здесь собрались люди неподкупные, с убеждениями. А убеждения в наше время стали самым дорогим удовольствием и даже роскошью, которые могут позволить себе далеко не все, – открывая презентацию, не без иронии сказала доктор филологических наук, профессор, член Российского военно- исторического общества и Общественной палаты Российской Федерации, координатор издательского проекта «Культурная политика» Ольга Воронова. – И в наше коммерческое время есть учёные, готовые работать за идею. Это общественная инициатива. И в этом тоже ценность проекта. Бескорыстие – залог честности по отношению к судьбам нашей отечественной культуры.
Новый проект – в какой-то мере акт интеллектуального протеста провинциальной интеллигенции (Воронова, например, профессор кафедры журналистики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина). Точнее, так, чтобы не искали двойного смысла, – интеллигенции, живущей в провинциальных городах России, хотя среди авторов журнала немало авторитетных учёных из Москвы и Санкт-Петербурга.
Что послужило импульсом к замыслу журнала? Что стало последней каплей, переполнившей чашу? Усиливающаяся с каждым часом тревога за судьбу русской национальной культуры. Эта мысль за круглым столом прозвучала ещё резче: ощущение приближающейся, как цунами, национальной культурной катастрофы.
Возможно, слишком драматизировано (гуманитарии – люди эмоциональные), но в данном случае лучше «пересолить», чем оставаться равнодушным большинством.
– Абстрактность национальной идеи даже хуже, чем её отсутствие. Без национальной идеи нет солидарности, а есть некое меньшинство, которое удерживает ещё позиции русской цивилизации, – уточнила доктор философских наук, руководитель отдела государственной политики Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, эксперт Всемирного русского народного собора, член Совета по делам национальностей при Правительстве города Москвы Татьяна Беспалова.
Свежее прочтение получил лозунг первых большевиков: «Отечество в опасности!» Отечество как общественно-политическая формация может считаться капиталистическим, но как Родина, как Россия, как место под сердцем – единственным и неповторимым для каждого, кто её (матушку Россию) любит. Её национальной культуре угрожает противостояние двух стратегий развития – стратегия культурной консолидации нации и стратегия ценностного разлома национального сознания.
– Внутренние угрозы нашей культуре и искусству намного страшнее угроз внешних, – подчеркнула профессор Воронова. И привела пример двух недавних телеинтервью – артиста балета Сергея Полунина и шоумена Сергея Шнурова, в которых лоб в лоб и без лакировки столкнулись две принципиальные концепции развития культуры в России.
Полунин отказался от карьеры успешного танцора на лондонской театральной сцене по нравственным и эстетическим причинам. Многое артисту балета показалось чужеродным, наносным, лицемерным. В интервью Познеру Полунин сказал о том, о чём не принято говорить в так называемой театральной элите. О засилье в искусстве голубого лобби, например. О фальшивой, с двойным дном толерантности, заложниками которой из-за нашей деликатности мы становимся. О том, что культура, искусство, точнее, очаги культуры и искусства всё дальше и дальше от народа из-за недоступности цен на спектакли и концерты. О вредоносности устоявшегося мнения считать балет (в частности), классическое искусство – уделом элиты. И вообще деление на так называемую элиту (им самим-то не смешно?) и остальных не цементирует нацию.
Интервью же Сергея Шнурова (вот ещё один представитель той самой «элиты») – сплошной стёб. (Он матом не говорит – он им думает.) Министерство культуры – упразднить. Депутатов парламента заменить на порноактёров, по примеру порнозвезды Чиччолины (Анны Илоны Шталлер) в Италии… И так далее. Вот основные «тезисы» Шнура. (На минуточку, члена общественного совета при Комитете Госдумы России по культуре.)
На презентации журнала «Культурная политика» не раз цитировался тезис: «Государственная культурная политика является составной частью стратегии национальной безопасности, условием территориальной целостности российского государства и единства российской нации». Точная и красивая формула. Но стала ли она руководством к действию для тех, кто на практике «двигает культуру в массы»?
Так с кем вы, мастера культуры? Почём вы?