Многосерийный телефильм «Город соблазнов» (НТВ) назван каналом «народным фильмом». Город соблазнов – Москва, что подчёркивается знакомыми всем городскими видами. Обитатели и гости столицы, то есть, по разумению теленачальников, «народ», состоят исключительно из артистов порнофильмов, профессиональных убийц, торговцев живым товаром (женским и мужским), распутных «бизнесвумен» и, разумеется, наглых ментов, открыто берущих взятки.
Персонажи, давно знакомые нам по отечественному телеэкрану, но в данном сюжете этот набор расширен ещё более. Нам показывают затянутые сцены мордобоя без правил и перчаток, один из коих закончился прямым убийством, – и это в присутствии многочисленных зрителей. Но той выдумки авторам телефильма показалось мало, и они слепили нечто совсем бредовое: показана стрельба на поражение со смертельным исходом, представленная как современный гладиаторский бой, и тоже при множестве зрителей. Так проявляется «творческая фантазия» создателей – в подлинной Москве такого пока всё же нет.
…Чуть ли не полвека назад с огромным успехом прошли у нас фильмы итальянского прославленного неореализма – «Похитители велосипедов» и «Два гроша надежды». Там были и бедность, и жизненные тяготы, порой суровые, но не было безысходности. Ибо те замечательные художники любили свой народ, сочувствовали ему и понимали, что один из самых тяжких грехов в душе людской – грех уныния. Ведь отчаявшийся человек способен на любое, самое страшное.
Любят ли свой народ изготовители «Города соблазнов»?
Вспомним наш знаменитый фильм «Москва слезам не верит»: какие сходные сюжеты с нынешним – молодые провинциалки в столице. Тоже не сладкая жизнь, но надежда за всем просвечивала. И не поступать в стриптизёрши приехали героини, а трудиться и учиться. Бандитов и зверского мордобоя тоже не изображали на экране, сюжет вызывал живой интерес и без всего этого.
А тут… Мужчин шлёпают как мух, а женщин («девушек») не просто подвергают насилию – дело привычное на нынешнем экране, – но и мучают не только морально, беднягам обливают лицо кислотой, машут перед глазами паяльной лампой, всячески изгаляются. Героев фильма доводят до самого крайнего состояния душевных перегрузок, а зритель невольно и неизбежно заражается этими чудовищными душевными испытаниями и тоже получает расстройство нервной системы. Изготовители надеются, видимо, что это повысит их пресловутый «рейтинг».
Могут возразить: а Москва, мол, сегодня примерно такая, заводы стали, доценты требуют класть баксы в зачётные книжки, игорных домов на улицах больше, чем булочных, столичная пресса пестрит объявлениями о «сексуальных услугах». «Куда крестьянину податься?», как вопрошал герой знаменитого фильма.
Одна героиня фильма приехала из Владивостока, другая – из Питера. Разные концы России, но, судя по разговорам героинь, жизнь везде так же безысходна. Но в столице – особенно. Перефразируя классика мировой литературы, «оставь надежду всяк в Москву входящий».
Сюжет фильмика еле слеплен, поступки героев, самые порой дикие, никак не обоснованны, идёт лишь нагнетание ужасов. Вот показали колдунью, которая обворовывает героиню. А вот, пожалуйста, «секс по телефону» – довольно натурально, с омерзительными «текстами». Такое можно тянуть бесконечно. Однако есть и нечто новое для нашего телеэкрана: наконец-то показали торговца живым товаром со «знаковым» именем Доберман (много писали недавно о поставщике «девушек» в Куршевель, его звали примерно так).