В их одежде преобладает тёмное, а в душе?
Когда в одной из школ Нижнего Новгорода вдруг запретили движение эмо, моментально возникли ассоциации с советским прошлым. Что же на самом деле так пугает взрослых в идеологии эмо-кидов? Это движение на слуху и на виду. Всё чаще в толпе мелькают чёрные одежды и чёрные, с проблесками розового, локоны. Многие считают чёрно-розовых детей потенциальными самоубийцами.
Познакомиться с этими ребятами поближе мы попросили их ровесницу – второкурсницу факультета журналистики МГУ.
ДВА ОБЛИКА ОДНОЙ МЕЧТЫ
Всё началось со звонка друга детства, с которым мы общались в последнее время очень редко – раз в год-два. А тут: «Слушай, ты ж на журфаке учишься, сестре не поможешь сочинение написать?» Когда приехал, разговорились, спрашиваю: как дела, как семья. Отвечает: «Нет у нас семьи. Мать умерла, отец женился на другой, а сестра – эмо. Вообще человеком быть перестала».
В последнее время я всё чаще слышу негативные реплики в адрес этого разросшегося модного молодёжного течения. Так кто такие эмо и почему они вызывают со стороны взрослых куда больше агрессии, чем панки-рокеры-рэпперы-готы-хиппи, вместе взятые?
Течение пришло к нам с Запада с одноимённым музыкальным направлением, характеризующимся особой эмоциональностью (подвывания, стоны, крики солистов). Поклонников стали называть «эмо-кидами» (от англ. kid – ребёнок), или просто эмо. Стиль эмо отражает яркие эмоции как позитивные, так и негативные, предполагает открытую демонстрацию чувств и в поведении, и во внешнем облике. Таков реальный портрет.
Для взрослых же эмо – только суицидальные наклонности, социальная и психологическая неразвитость, стремление выделиться любой ценой. И такого мнения придерживаются не только люди старшего поколения. Вот несколько цитат из популярного ныне молодёжного сайта «В контакте», где нет числа группам под названиями: «Убей эмо!», «Мы ненавидим эмо больше, чем они сами себя».
«Я хочу поговорить о позёрах и нытиках, в которых превращается современная молодёжь. Никогда не пойму 20-летнего абсолютно здорового парня, который день за днём говорит: «Где ты, смерть? Когда ты придёшь?» Мне просто дико смотреть на это и слышать от здоровенного лба, у которого куча денег и возможностей, как ему плохо живётся! Подумайте, кому вы такие нужны? Что если ваша любимая девушка в трудную минуту в надежде на поддержку услышит от вас сопли про ваши проблемы? Почувствует она себя как за каменной стеной? Или ей придётся самой решать и свои, и твои проблемы? Недостойно всё это…»
«Что вы вообще пробовали в жизни, чтоб из неё уходить?! Проще всего сказать, что мир – отвратителен. Но не зная жизни, глупо ненавидеть её».
На мой взгляд, люди, так рассуждающие, не имели непосредственного контакта с эмо-кидами, рассуждают о них понаслышке и потому односторонне их оценивают. Эмо далеко не так примитивны…
КАК СПАСТИСЬ ОТ ВЗРОСЛЫХ?
В одном из московских кафе я встретилась с тремя представителями эмо-движения. Замкнутая, погружённая в себя Наташа (та самая сестра друга детства) – вся в чёрном, без косметики. Говорит тихо и неохотно, поминутно опуская глаза. Активно играющий на публику Женя в зауженных брюках, с подведёнными глазами, эмо-значками и пирсингом. И светловолосый спортивный Антон, которого с его мольбертом и фотоаппаратом вообще сложно принять за эмо.
Я задаю каждому одни и те же вопросы, но ответы получаю совсем разные.
– Как давно вы стали эмо, что это такое для вас?
Наташа: Два года назад, после смерти мамы. Она соединяла всю нашу семью… Я пыталась сделать что-то, создать уют, я же одна женщина в семье осталась. Но брат с отцом считают меня ребёнком, всё решают за меня, даже в какой институт поступать. Вечером за чаем разговоры о работе и деньгах. Мне противно. Я не могу жить среди бездушных машин, мне воздуха не хватает… Эмо для меня – способ забыться.
Женя: Кому я нужен в этой жизни? Предки – сами по себе, ровесники – тупая серая масса, которой лишь бы в верха пробиться. И дружат они со мной потому, что у меня бабки. Ну и всё! Незачем жить.
Антон: Для меня стиль эмо – прежде всего музыка, живопись. Мне очень близок этот стиль в искусстве.
– Изменилось ли отношение окружающих к вам?
Н.: Не знаю, я не обращаю на это внимания, вообще редко выхожу из дома. Инцидентов никаких не было.
Ж.: Я же протестую, а им обидно, завидно, хочется подавить меня. Постоянно нападают, оскорбляют, унижают. Моя жизнь – это просто ад.
А.: Безусловно, есть люди, которым не нравятся мои предпочтения в музыке, одежде. Были конфликты, но обычно мне удаётся объяснить свою позицию.
– Как вы считаете, чем вызвана агрессия по отношению к эмо?
Ж.: Взрослым хочется питать иллюзии, что всё хорошо. Люди против личностей, против тех, кто противостоит их тупым и стандартным привычкам.
А.: Изначально эмо – люди, не скрывающие чувств, что-то а-ля хиппи, но без наркоты. А сейчас развелось слишком много позёров (выразительный взгляд в сторону Жени), которые пропагандируют только негативные эмоции и слишком рисуются. Для них главное – выделиться любой ценой, они сами лезут в драку, а потом ноют! Естественно, такое поведение, мягко говоря, плохо воспринимается окружающими, и они ассоциируют такую манеру себя вести со всеми эмо.
– Как вы относитесь к суициду?
Н.: Я знаю, какую боль причиняет смерть близкого человека. Я не хочу такой боли брату и отцу, хоть мы теперь почти не общаемся. Иногда непонимание близких доводит меня до предела, и мысли о самоубийстве были, но я всегда останавливаюсь.
Ж.: А я не вижу другого выхода, кроме суицида.
– Выхода – из чего?
Ж.: Из жизни.
А.: Далеко не все эмо спят и видят, чтобы порезать себе вены. Это совсем не так. Я – за выражение эмоций, за искренность, за откровенные стихи. У меня, как у всех людей, бывают депрессии. Но самоубийство для меня неприемлемо.
– Что даёт вам принадлежность к эмо?
Н.: Надежду, жизнь, только это меня и поддерживает.
А.: Творческий импульс.
– Эмо для вас – переходный период или стиль жизни?
Н.: Я не знаю. На данный момент я не хочу ничего менять. Если буду прятать свою апатию, боль обрушится с новой силой.
Ж.: Эмо не может быть не навсегда!
А.: Я, как все творческие люди, меняюсь, постоянно ищу что-то новое. Думаю, что период увлечения эмо пройдёт, но уважение к стремлению не скрывать себя останется.
УМЕНИЕ ИГРАТЬ В ПРЯТКИ
Психолог Анна Андреевна Литвинцева так прокомментировала этот разговор:
– Течение эмо изначально было очень важно для общества, ведь это настоящий протест «веку-волкодаву», в котором деньги, а не чувства играют первостепенную роль. В этом плане Наташа – настоящая, исконная эмо. Другое дело, что сейчас движение «опопсовело», стало способом показать себя, не более. Отсюда, как правильно заметил Антон, агрессия окружающих. Но тут важно разделять: есть люди, прибившиеся к течению в результате сильной эмоциональной встряски, может быть, даже трагедии (Наташа), есть те, кто принимает в первую очередь эмо-культуру (Антон), а есть откровенные позёры (Женя). Это, как правило, богатенькие сынки-дочки, которые не могут придумать, как развлечь себя. Так что разговор очень показателен – явственно видна разница между представителями этого течения.
В движении есть одна реальная опасность, которую я называю побегом от действительности. Как правило, эмо не ищут решения своих насущных проблем, а «прячут голову в песок» и уходят в себя. В каком-то плане это болезнь: человек асоциализируется. На примере этого диалога: Наташа – замкнувшийся в себе больной человек, её надо лечить, иначе она будет потеряна для семьи (уже сейчас брат называет её «нечеловеком», и он по-своему прав, потому что её сущность сужается и сосредотачивается на чувствах и философствовании). У Жени эта опасность тоже есть, потому что он сам уже верит в то, что говорит, хотя изначально это было игрой. Ну а Антон – наиболее здравомыслящий из всех, абсолютно адекватный, я думаю, за него волноваться не стоит.
В то же время запрещать движение (как это практикуют в отдельных школах) не стоит: это только подогревает интерес и статус «притесняемых», который активно пропагандируют такие Жени. Мне кажется, вопрос надо решать в каждой отдельно взятой семье.
Этот разговор с Анной Андреевной ещё раз убедил меня в том, что нельзя осуждать и запрещать, не понимая истинного положения вещей. Мне кажется, идея эмо-движения, независимо от мнения учителей, родителей, да и всего взрослого мира вообще, будет жить вечно. Ведь главное в ней – открытое, искреннее проявление чувств, а именно эмоции делают нас людьми. Об этом пишут эмо на своём сайте: «Эмо-культура показывает сущность человека без прикрас и без «косметической» виртуальности, человек обнажён перед реальностью и пытается стать естественным в своих чувствах и переживаниях». Думается, лучшее, что мы можем сделать, – научиться этому у настоящих эмо. И попытаться научить их жить в реальном мире.
, 17 лет