Сего афричонка в науку
Взяв, всем россиянам носы
Утёр и наставил, – от внука-
То негрского – свет на Руси!
Марина Цветаева
Полоцкие корни
Александру Сергеевичу довелось побывать в Белоруссии лишь проездом. 1 августа 1824 года дядька Никита Козлов погрузил в дорожную коляску нехитрые пожитки поэта, и экипаж тронулся в путь. С грустью покидал Пушкин милую ему Одессу – путь его лежал в северную Псковскую губернию, в сельцо Михайловское.
…Ровно через неделю, вечером 7 августа, преодолев сотни вёрст по дорогам Малороссии, путешественники достигли Могилёва. Там, на городской почтовой станции, поэта уже встречали его горячие почитатели – офицеры гусарских полков, расквартированных в Могилёве. Дружеская пирушка, начавшаяся тут же, в станционном доме, продолжилась на квартире Куцынского, корнета Лубенского гусарского полка.
В пятом часу утра Пушкин покинул Могилёв. В тот же день он проехал Оршу и Полоцк…
Корни родового древа, связывающие Пушкина с Белоруссией, берут своё начало в древнем Полоцке. Пушкин лишь проездом миновал его, но название этого старинного города не единожды встречается на страницах пушкинских рукописей. Городом Гориславы, полоцкой княжны Рогнеды, наречённой так за свою несчастливую судьбу, именовали Полоцк. Известно было это древнее сказание и Пушкину. Но не знал он, что и полоцкая княжна Рогнеда, и великий киевский князь Владимир, некогда покоривший Полоцк и силой взявший в жёны полюбившуюся ему красавицу, и их праправнучка княжна витебская и полоцкая Александра Брячиславна, ставшая супругой святого князя Александра Невского, соединены с ним кровными узами родства.
Крестник русского царя
«Старожитный» Полоцк связан с именем и ещё одного прародителя поэта, давшего ему свою знойную африканскую кровь, – Абрама Петровича Ганнибала. Правда, упоминаний о пребывании темнокожего прадеда в этом белорусском городе нет ни в одном из бесчисленных трудов, посвящённых его необыкновенной судьбе. И всё же беру на себя смелость утверждать, что маленький арапчонок, носивший в то время имя Ибрагим, жил здесь, и знай о том Пушкин, дороживший мельчайшими подробностями о своём прадеде, он не преминул бы сделать остановку в Полоцке.
Виной всему одна ошибка, связанная с годом крещения прадеда поэта и невольно повторённая Александром Сергеевичем.
Вот что писал Пушкин в «Начале автобиографии» – записках, посвящённых собственному родословию: «Родословная матери моей ещё любопытнее. Дед её был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне в 1707 году с польской королевою, супругою Августа…»
Бесспорно, Пушкин почерпнул эту ошибочную дату из так называемой «Немецкой биографии» Ганнибала, записанной зятем Абрама Петровича немцем Роткирхом уже после смерти царского арапа: «…приблизительно в 1707 году был он (Ганнибал. – Л.Ч.) в Польше окрещён в греческую веру, и сам император вместе с польской королевой, супругой Августа II, почтили этот обряд своим высочайшим присутствием в качестве восприемников».
Итак, год крещения Абрама Петровича указан его биографом как 1707-й. Но именно этот год вызывал немало сомнений как у историков, так и у пушкинистов. В 1707-м ни польского короля Августа II, ни его супруги королевы Христины-Эбергардины в Вильно быть не могло. В феврале 1706 года Август II, изменив союзу с Россией, заключил сепаратный мир со шведским королём Карлом XII. И только после победоносной Полтавской битвы в июне 1709-го дружеские отношения российского и польского монархов восстановились.
И вновь записки поэта о прадеде: «В крещении наименован он был Петром, но как он плакал и не хотел носить нового имени, то до самой смерти назывался Абрамом».
Известно, что арапчонка Ибрагима привезли в Россию в конце 1704 года – маленького «басурманина» держать нехристем при дворе долгих три года явно бы не стали.
Более того, в Вильно, на стене православной церкви Святой Параскевы Пятницы, где был крещён восьмилетний арапчонок, сохранилась мемориальная доска с выбитым на ней текстом: «В сей церкви Император Пётр Великий в 1705 году слушал благодарственное молебствие за одержанную победу над войсками Карла XII, подарил ей знамя, отнятое в той победе у шведов, и крестил в ней Африканца Ганнибала – деда знаменитого поэта нашего А.С. Пушкина». Очевидно, эта запись была сделана по старым церковным метрикам, где указывался именно этот год. А церковные книги велись точно, им можно верить.
И, пожалуй, самое веское свидетельство оставил сам Абрам Петрович: «…и был мне восприемником от святые купели Его величество в Литве в городе Вилне 1705-м году…» Эти строки взяты из посвящения Екатерине I, предваряющего рукописный учебник Ганнибала «Геометрия и фортификация». Вряд ли эту книгу, поднесённую в дар императрице, мог видеть поэт.
«Год господний 1705»
Известно немало свидетельств о пребывании русского царя в Полоцке. Сохранился даже и старинный дом, где почти месяц жил Пётр I. Каменный одноэтажный особняк, крепко вросший в землю, стоит на берегу Западной Двины, в самом историческом сердце города. Чудом уцелел он во время двух самых кровопролитных войн – Отечественной 1812 года и Великой Отечественной.
Столетие назад над окнами дома красовалось лепное изображение двух (!) гениев, держащих ленту с выбитой на ней латинской надписью: «Petrus Primus. Anno Domini MDCCV» («Пётр Первый. Год Господний 1705»). Ныне лишь мемориальная доска на стене старинного особняка свидетельствует о пребывании в нём Петра Великого.
И именно здесь в июне 1705 года вместе с русским царём был и его любимец, маленький Ибрагим! Арапчонок находился неотлучно при своём высоком покровителе. Мальчик обладал необыкновенно чутким слухом – по этой причине государь велел арапчонку спать подле него в царской спальне или где-то поблизости. Как свидетельствовал историк И.И. Голиков, юный Ганнибал, «как бы он ни крепко спал, всегда на первый спрос просыпался и отвечал».
И отсюда, из этого же дома, 1 июля Пётр «выступил к Вильне».
…Когда-то философ и богослов Симеон Полоцкий по звёздам предсказал рождение и великую будущность российского императора. И начинал свой духовный путь наставник юного Петра совсем неподалёку от особняка, где жил в Полоцке его царственный ученик, – в кельях Богоявленского монастыря и в классах знаменитой Братской школы…
В тот знаменательный день и арапчонок Ибрагим, наверняка, с любопытством глазел на купола Святой Софии и на медленно текущую у подножия холма Двину, на иезуитский Коллегиум и на мощный крепостной вал времён Ивана Грозного.
Кто бы тогда взялся предсказать, что попавший с африканских берегов в северную страну арапчонок станет в будущем известнейшим человеком? Он войдёт в историю России как искусный инженер, математик, фортификатор, своими трудами способствовавший её процветанию.
…Возрос, усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.
Крестнику русского царя судьба уготовит необычную долю – стать прадедом одного из величайших поэтов на земле. И спустя столетия в доме, где жил маленький Ганнибал, откроют библиотеку, на полках которой будут стоять поэтические томики его великого правнука.
…А в полоцком домике Петра I разместилась ныне музейная экспозиция «Прогулка по Нижней Покровской». И стоит вспомнить, что по этой старой улочке, ведущей к Софийскому храму, три столетия назад прогуливался со своим высоким покровителем и маленький арапчонок Ибрагим.
Старый Полоцк, по странной прихоти судьбы, стал тем вневременным перекрёстком, где сошлись пути русского царя, Александра Пушкина и его чёрного прадеда.