Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Чёрный квадрат

01 января 2007



Перед летними каникулами, помню, учитель рисования предложил нам сделать копию с картины какого-нибудь художника. Всё лето я валял дурака и о задании вспомнил лишь накануне урока. Поэтому скопировал «Чёрный квадрат» Малевича.
– Долго рисовал? – поинтересовался учитель.
– Три месяца, – сказал я. – Паста в ручке всё время кончалась.
«Чёрный квадрат» – уникальная картина. Если б меня спросили, какую картину спасать при пожаре в первую очередь, я бы ответил: только не «Чёрный квадрат».
Ещё один плюс «Чёрного квадрата»: он не нуждается в охране. Достаточно, чтобы рядом с ним дежурил служитель, который владеет приёмами черчения. Кроме того, «Чёрный квадрат» очень легко посылать на выставки. Сказал по телефону длину стороны квадрата – и всё. Ну, для большей точности можно сказать и длину всех сторон квадрата. Ну, ещё площадь. Но это уже – для тех, кто совершенно не понимает в искусстве.
И ещё чем хорош «Чёрный квадрат»: он может быть выставлен во многих залах одновременно.
А минус у «Чёрного квадрата» только один: этот шедевр легко подделать.
Его и нарисовать-то было легко. Трудно было только придумать ему название. Собственно говоря, Малевич его так и не придумал.
У меня нет сомнений в реалистичности этого полотна: чёрный цвет действительно встречается в природе. Единственное, в чём я сомневаюсь: с натуры ли рисовал свой квадрат художник?
И самое главное – чёрный квадрат, возможно, видели и другие люди, жившие до Малевича, но никто из них не догадался, что это – картина.
Сейчас-то они, наверно, кусают локти: такие деньги можно было иметь сумасшедшие. И славу сумасшедшего. Но поезд уже ушёл, гремя чёрными квадратными колёсами. Так что пусть теперь изобретают что-нибудь другое. Какой-нибудь белый круг. Может, какой идиот долларовый и клюнет на аукционе «Сотби».
Для тех, кто не видел «Чёрный квадрат», я его опишу: картина выполнена в тёмных, мрачных тонах, что дало повод обвинить художника в очернительстве. Но это не так. Просто Малевич смотрит на мир широко закрытыми глазами слепого. И щедро делится этой слепотой с нами, зрячими.
Для тех, кто так и не понял, как выглядит «Чёрный квадрат», я его нарисовал. Вот так он выглядит, приблизительно:


А тех, кто уже приобрёл шедевр Малевича, хочу предупредить: не повесьте «Чёрный квадрат» вверх ногами!


Константин  МЕЛИХАН,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Обсудить в группе Telegram

Константин Мелихан

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS