Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 декабря 2014 г.
  4. № 49 (6490) (10.12.2014)

Чью песню испортил Актёр?

10 декабря 2014

Случилось диво невиданное: на канале НТВ в самое рейтинговое время показали пьесу классика соцреализма.

Режиссёр Владимир Котт (он же автор сценария), мягко выражаясь, творчески отнёсся к литературному наследию. Первая большая и, возможно, самая важная по смыслу поправка классика – место действия. Теперь это не ночлежка, но – полная мрачного величия городская свалка, на которой живут «типичные представители» сегодняшнего российского социума.

Пригодилась наконец много лет прозябавшая в советских постановках без настоящего дела проститутка Настя, теперь она Наташа. Агния Кузнецова точно изобразила современную труженицу ночного фронта, яростно спорящую по поводу более верного обозначения своей профессии – «это любовь, а не работа!». Правда, далее этого посыла её персонаж, к сожалению, не двинулся, и как-то трудно поверить в романтическую натуру реалистично и жёстко играющей актрисы. К тому же режиссёр не даёт ей ни единого шанса на выныривание из этого дна, заставляя раз от раза, без всяких на то видимых «романтических» причин, вечерами уезжать к очередному клиенту. От любящего её Васьки Пепла. Последний в яростно-сдержанном исполнении Олега Василькова, пожалуй, самый цельный персонаж фильма.

К сожалению, не совсем ко двору пришёлся Барон (актёр первого, любимовского, призыва Таганки Александр Трофимов). Ежели горьковскому Барону грезилось возвращение в его прежнюю богатую и счастливую жизнь, то куда возвращаться-то сегодняшним внукам баронов?

Должный олицетворять «всю современную молодёжь» Алёшка из весёлого горьковского сапож­ника превратился в истеричного наркошу. Он хорошо начинает в фильме, но затем теряется по ходу сюжета. Такой видится автору современная молодёжь. У горьковского-то Алёшки была пусть примитивная, но всё же какая-никакая философия, а здесь…

Так зачем всё это, о чём пьеса-фильм? Перезагрузив сюжет на современный лад, автор до конца всё же не утвердился в жанре: кинопритча сражается за себя с помощью визуальной картинки и музыки, а неумолимые уши мелодрамы и мрачной социальной сатиры то и дело выглядывают из-за куч мусора. Отсюда и разнобой в игре актёров, каждый играет «своего Горького», благо канонический текст отброшен за ненадобностью.

Михаил Ефремов, единственный, кто играет не только мощно, но и в традиции русского психологического театра. Его история, которая по праву постепенно становится главной, работает на стилистику притчи. И тем самым ещё явственней обнаруживает нестыковки мелодраматического и притчеобразного в общей ткани фильма. Актёр обескураживающе современен, его метания понятны и близки – вырваться из алкогольного дурмана, найти вожделенную клинику «с кафелем и бесплатной кормёжкой». Этот персонаж даёт надежду всей замордованной попсой творческой интеллигенции на то, что их время, время духовной жизни, стремления к прекрасному ещё придёт.

Но тут же авторы отвешивают обидную пощёчину этой самой творческой интеллигенции (к коей, надо думать, причисляют и себя) – они не дают ей шанса. Актёр, как и у классика, вешается. «Эх, такую песню испортил». Хотя эту знаменитую реплику в фильме Котта не произносят, но холодок идёт… Это ж какую-такую песню и кому испортил Актёр?

Пьеса написана в начале ушедшего века, когда ветры революции уже витали в воздухе России, и гибель Актёра – это приговор бездушной капитализации милой сердцу писателя трепетной России. Гибель с надеждой, что назавтра родится новый Актёр, который будет счастливее горемыки. Сегодня же, когда надежды у отечественной интеллигенции в деле борьбы с попсой и вестернизацией общества, мягко скажем, невелики, такой финал не просто удручающ, а будто нож в спину ещё надеющимся – к ним, скорей всего, авторы относят и себя. Или уже не надеются?..

Ну и наконец о самом таинственном персонаже «На дне» Горького – страннике Луке. Его внезапно находят в куче мусора, что, конечно, играет на притчевую составляющую. Радикальный ход авторов удивителен: Лука сегодняшний – мальчик, странно сочетающий в себе мудрость и жизненный опыт, добросердечие и желание бороться за души грешников. Юный актёр Семён Трескунов поставлен в ситуацию, с которой не справиться и взрослому опытному актёру. Это что-то вроде одиноких плясок на раскалённой сковороде высоких душеспасительных сентенций, которые он вынужден талдычить прожжённым циникам. Иногда благодаря обаянию юного актёра это удаётся, но в большей степени – нет. Этот Лука, конечно же, чистый и благородный ангел в притче Владимира Котта. Но если у Маркеса в эссе «Очень старый человек с огромными крыльями» мы могли как-то надеяться на то, что добрые латиноамериканцы пригреют спустившегося к ним ангела, то на современной свалке (это Россия? – по версии НТВ) его, конечно, зарежут – пусть не специально, но – логично.

И закидают мусором, который является главным источником жизни современного человека.

Сергей ЛАПШИН


Конечно, похвально обращение телевидения к русской классике. Но показ фильма Владимира Котта ещё раз доказал, что безнаказанно «делать под себя»: переиначивать пьесу, а также переносить героев из одной эпохи в другую – нельзя. Массовый зритель от фильма отвернулся, а у поклонников Горького он вызвал недоумение.

Тэги: Горький
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Дачники» вновь в филиале РГБМ

    02.02.2022
  • Горький, до новых встреч!

    03.11.2021
  • «Дачники» в особняке

    09.10.2021
  • Памятник Горькому отреставрируют

    02.07.2020
  • «Горький» сгорел в Нижнем

    29.06.2020
  • Короленко против хунты

    31 голосов
  • Она в присутствии любви и смерти

    17 голосов
  • Памятник Горькому отреставрируют

    4 голосов
  • «Дачники» в особняке

    4 голосов
  • Горький, до новых встреч!

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS