Как известно, отношения между Минском и Вильнюсом, как и Варшавой, напряжённые. В Литве, например, нашла приют Светлана Тихановская, бывший кандидат в президенты Белоруссии, и мечтает о реванше. Немало других нескладностей. Так было не всегда.
Когда-то давно я, как студент университета в Минске, вместе с сокурсницей Светланой Алексиевич (той самой, что теперь Нобелевский лауреат) выкраивал пару деньков, чтобы поехать на поезде к соседям. Нас влёк Микалоюс Чюрлёнис. Мы были влюблены в потрясающего музыканта и художника, поэтому стремились в Друскининкай и Каунас, где погружались в его загадочные картины. Прибалтика манила и тем, что там были бары с местной настойкой на меду, чистота, а какой кофе в кафешках!..
Теперь Литва уже совсем Европа, и неважно, что население уменьшилось почти на треть, зато страна с 2004 года член НАТО. А рядом (надо же!) примостились «тоталитарные совки» – Белоруссия и Калининградская область РФ с её корабельной мощью. Литовский официоз это дико раздражает, он борется с советским прошлым, вычёркивая всё подряд, готов забыть даже то, что картины Чюрлёниса для каунасской галереи прибыли как подарок русских в 1925 году из Москвы, где хранились с Первой мировой войны.
Но всё доброе, что было прежде, забыли в Литве не все. Не всем в кайф то, что делают со страной. Они хотят дружить с теми, кого выбирают сами.
Совсем недавно произошло знаменательное событие – в Минске гостила небольшая делегация из Литвы. Гости беседовали с министром иностранных дел РБ Владимиром Макеем, руководством белорусского парламента, с участниками круглого стола демократических сил, с журналистами, экспертами. Для российских СМИ это, увы, не стало событием, а в Вильнюсе откликнулись, едва делегация пересекла границу. Например, преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета В. Юрконис увидел в визите отсвет отчаяния белорусских властей. Он удивляется, что глава МИДа встретился непонятно с кем, и делает вывод: «…это говорит о своего рода отчаянии. Для сравнения – Тихановская встречается с президентами, премьерами, канцлерами. А тут – представители маргинального движения или какая-то «озабоченная» группа граждан». Ну, высокомерие вообще штука не самая лучшая.
Что касается членов делегации, тут как смотреть. Инициатором поездки стала 56-летняя Эрике Швянченене, мать четырёх детей, общественница. У неё за плечами работа директором Дома культуры в Каунасе, опыт культурных и благотворительных мероприятий. Г-н Юрконис удивился бы, узнав (видно, у него перед глазами не было даже списка), что среди «маргиналов» и Казимерас Юрайтис – он в 2019-м выдвигался от Народной партии кандидатом на пост президента Литвы. Но ясно же, что для Юркониса кандидаты в президенты разного ранжира. Какой там Юрайтис рядом с Тихановской?! Был в Минске и 45-летний Агнюс Рушис, каунасец, музыкант. С 1998-го – организатор концертов в память о Б. Окуджаве, В. Высоцком, С. Есенине, А. Блоке, М. Лермонтове, с 2017 го – создатель и руководитель организации «ЛАРК» (Литовский авангард русской культуры). Весьма достойные и интересные все члены делегации. Хотел приехать и опальный политик Альгирдас Палецкис (см. мою беседу с ним – «ЛГ», 2021, № 52), но он под домашним арестом.
На встрече с гостями Владимир Макей сказал: «Как только узнал об этой идее – идее представителей гражданского общества Литвы посетить Беларусь в это, если говорить откровенно, достаточно сложное, турбулентное время, она была однозначно поддержана. Об этом проинформирован глава белорусского государства, который сказал однозначно: надо встречаться, надо разговаривать, вести диалог».
Если вернуться к Чюрлёнису, стоит вспомнить, что его работы впервые засветились в 1908-м в Петербурге – пригласил М. Добужинский. Микалоюс вошёл в круг «Мира искусств», вскоре были выставлены 125 его картин. Да, судьба художника сложна, например, его мучило, почему многие живописцы, не желая терять контакт с массами, создавали национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем пейзажной живописи. Подниматься на более высокий культурный уровень они не хотели и не могли. Но сам он был открыт миру и, конечно, не стоял за выстраивание изгородей между людьми.
Может быть, Россотрудничество пригласит литовских друзей в Москву? Ведь это и есть настоящая народная дипломатия.