Столетний юбилей прославленных Дягилевских концертных сезонов – под знаком которого прошёл 2007-й в России, стал значительным событием и в культурной жизни Франции. Отмечают его, естественно, с гостями из России, которые продолжают славные традиции своих именитых предшественников. Большой музыкальный десант, прибывший из Москвы и приземлившийся в Париже, стал гвоздём концертной афиши – об этом празднике муз заблаговременно известили французскую публику, и билеты на все четыре концерта, вошедшие в дягилевскую программу, были тотчас распроданы, несмотря на высокую (даже по парижским меркам) цену.
Вполне естественно, что основные концертные мероприятия проходили в том самом театре Елисейских полей на авеню Монтень, где век назад Дягилев впервые и показал парижанам во всей красе и мощи русское искусство. Три вечера подряд Большой зал театра, вмещающий две тысячи человек, с восторгом встречал легендарный (определение не моё, а всей прессы без исключения) Филармонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Юрия Темирканова. Как и Дягилев, устроители «феста» привезли в Париж Чайковского. Были исполнены его 4-я, 5-я и 6-я симфонии, Первый фортепианный и скрипичный концерты. Солистов Дениса Мацуева и Вадима Репина встречали как давних и любимых знакомцев. И всё же подлинной сенсацией стала встреча с новым для парижан молодым дарованием – трубачом Сергеем Накоряковым, исполнившим в переложении для трубы Вариации на тему рококо. Пресса отметила его «чистейший звук, безукоризненную артикуляцию, гладкость «до блеска», уверенность в себе, поразительное для молодого музыканта мастерство, про которое можно, не боясь ошибиться, сказать, что ему всё по плечу». Такие оценки редко достаются даже всемирно известным музыкантам. Здешние специалисты уже назвали С. Накорякова «Карузо трубы».
Другим открытием юбилейной дягилевской недели стало знакомство парижан с молодыми российскими исполнителями, получившими путёвку в жизнь на руководимом Д. Мацуевым фестивале Crescendo, который прошёл уже трижды (Москва, Петербург, Екатеринбург) и стал заметным явлением на музыкальном небосклоне нашей страны. Выступая с разнообразной программой в престижном зале Гаво, лишь начинающие свой творческий путь артисты получили высокую оценку и у публики, и у специалистов. Музыкальные комментаторы отметили искусство певцов Динары Алиевой и Михаила Казакова, пианистки Екатерины Мечетиной, альтиста Максима Рисанова.
Дягилевская неделя завершилась большим гала-концертом и торжественным приёмом в российском посольстве.
В материалах российской прессы, отмечавшей это культурное событие, можно было, в частности, прочесть, что «повышенная актуальность» таких событий вызвана потребностью «улучшить имидж России за рубежом». Столь политизированная «составляющая» культурной миссии наших замечательных исполнителей делает её без всяких на то оснований чрезмерно функциональной, ещё того хуже – агитационно-пропагандистской. Между тем русское искусство во Франции во все времена держало очень высокую планку и ни в каком дальнейшем её повышении ради сиюминутных политических страстей не нуждается – хотя бы уже потому, что выше некуда: культурный имидж России был, есть и будет в мире на вершинном уровне. В беседе со мной на приёме бывший посол Франции в Советском Союзе Ив Паньез сказал, что, как и для многих его соотечественников, «искусство несравненного русского классического балета, великих русских музыкантов, неповторимого ансамбля Игоря Моисеева, театра Любимова, фильмов Тарковского, Параджанова, Германа» (посол долго ещё перечислял имена), прошло через всю его жизнь. «Я в полном восторге от того, – заключил господин Паньез, – что новое поколение российских исполнителей продолжает на таком же уровне традиции Дягилева и его законных наследников в мире культуры».
Остаётся добавить, что все мероприятия русской недели в Париже вёл бывший литгазетовец, народный артист России, хорошо известный французской столице Святослав Бэлза. Кто же ещё?..
Соб. корр. «ЛГ», ПАРИЖ
«Карузо трубы» Сергей Накоряков