Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Да и нет лишь говорите

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРА – НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ?

Авторы проекта единого госэкзамена с большим опозданием осознали истину: вспомогательная тестовая система, где достаточно прочитать вопрос и отметить один из вариантов ответа, не способна гарантировать объективность оценки и тем более доступность и повышение качества образования.

Логично фокусирование усилий школы на предметах, где ЕГЭ обязателен. При этом в дисциплинах, где он необязателен, утрачиваются стимулы к углублённому изучению, что уже повлияло на умы молодого поколения, не знающего прошлого, не способного понять настоящее и заглянуть в будущее.

Налицо разрушение ключевого элемента системности образования – литературы, предназначенной «раскрашивать» русский язык и сухие факты истории, стимулировать развитие многомерного образного мышления. Эту истину хорошо понимал великий русский математик Колмогоров, чей путь в науку лежал через истфак МГУ. Классическое русское образование позволило профессиональному математику, ректору МГУ Виктору Садовничему стать принципиальным противником ЕГЭ. Не сторонник этой формы оценки знаний, не позволяющей увидеть, умеет ли ученик логически мыслить, и другой математик – главный педагог столицы, руководитель Департамента образования Москвы Ольга Ларионова. Однако все аргументы светил оказались бессильны.

Мина, заложенная в советское время пренебрежением к литературе, взорвалась сегодня эпидемией дислексии – неспособности овладеть навыком чтения из-за нарушений церебральных процессов. Открытая по инициативе депутата Госдумы, известной гимнастки Алины Кабаевой «горячая линия» по ЕГЭ чётко зафиксировала типичный симптом дислексии, когда человек «хорошо знает текст, но не может его интерпретировать». Система ЕГЭ усугубляет эту болезнь, стимулируя формализм языка, чтение без понимания, что особенно опасно для будущих математиков со специфическим восприятием мира через подсознание, абстрактные символы, цифровые коды и системы координат.

При замене многообразия на двоичный код «да-нет» разрушается психика. Из программистов с «двоичной системой мышления» выходят хакеры и авторы компьютерных вирусов – разрушители творений математиков-интеллектуалов.

Двоичное, без полутонов, чёрно-белое мышление формируется при ставшей основным видом образования тотальной подготовке к ЕГЭ. Усилия же по совершенствованию контрольно-измерительных материалов (КИМов) бесплодны, так как программно они рассчитаны на проверку знаний по жёстким схемам, малопригодным для углублённого усвоения предмета.

Напомню, что целью ЕГЭ исходя из постановления правительства РФ от 16 февраля 2001 г. было «обеспечение совмещения государственной (итоговой) аттестации ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования». Но вот выработать требования к этому совмещению никто не удосужился. Присвоенный директивно школе эрзац – параметр ЕГЭ – чужероден для параметрического множества любого из вузов.

Надеюсь, что гибель этого монстра произойдёт раньше, чем его вирус разрушит российское образование

Олег СЕРГЕЕВ, эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук

Обсудить в группе Telegram

Олег Сергеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS