Авторы проекта единого госэкзамена с большим опозданием осознали истину: вспомогательная тестовая система, где достаточно прочитать вопрос и отметить один из вариантов ответа, не способна гарантировать объективность оценки и тем более доступность и повышение качества образования.
Логично фокусирование усилий школы на предметах, где ЕГЭ обязателен. При этом в дисциплинах, где он необязателен, утрачиваются стимулы к углублённому изучению, что уже повлияло на умы молодого поколения, не знающего прошлого, не способного понять настоящее и заглянуть в будущее.
Налицо разрушение ключевого элемента системности образования – литературы, предназначенной «раскрашивать» русский язык и сухие факты истории, стимулировать развитие многомерного образного мышления. Эту истину хорошо понимал великий русский математик Колмогоров, чей путь в науку лежал через истфак МГУ. Классическое русское образование позволило профессиональному математику, ректору МГУ Виктору Садовничему стать принципиальным противником ЕГЭ. Не сторонник этой формы оценки знаний, не позволяющей увидеть, умеет ли ученик логически мыслить, и другой математик – главный педагог столицы, руководитель Департамента образования Москвы Ольга Ларионова. Однако все аргументы светил оказались бессильны.
Мина, заложенная в советское время пренебрежением к литературе, взорвалась сегодня эпидемией дислексии – неспособности овладеть навыком чтения из-за нарушений церебральных процессов. Открытая по инициативе депутата Госдумы, известной гимнастки Алины Кабаевой «горячая линия» по ЕГЭ чётко зафиксировала типичный симптом дислексии, когда человек «хорошо знает текст, но не может его интерпретировать». Система ЕГЭ усугубляет эту болезнь, стимулируя формализм языка, чтение без понимания, что особенно опасно для будущих математиков со специфическим восприятием мира через подсознание, абстрактные символы, цифровые коды и системы координат.
При замене многообразия на двоичный код «да-нет» разрушается психика. Из программистов с «двоичной системой мышления» выходят хакеры и авторы компьютерных вирусов – разрушители творений математиков-интеллектуалов.
Двоичное, без полутонов, чёрно-белое мышление формируется при ставшей основным видом образования тотальной подготовке к ЕГЭ. Усилия же по совершенствованию контрольно-измерительных материалов (КИМов) бесплодны, так как программно они рассчитаны на проверку знаний по жёстким схемам, малопригодным для углублённого усвоения предмета.
Напомню, что целью ЕГЭ исходя из постановления правительства РФ от 16 февраля 2001 г. было «обеспечение совмещения государственной (итоговой) аттестации ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования». Но вот выработать требования к этому совмещению никто не удосужился. Присвоенный директивно школе эрзац – параметр ЕГЭ – чужероден для параметрического множества любого из вузов.
Надеюсь, что гибель этого монстра произойдёт раньше, чем его вирус разрушит российское образование
, эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук