Наталья Моловцева. Берега вечности. – Тамбов: ООО «ТПС», 2016. – 288 с.
В книгу Натальи Моловцевой «Берега вечности» вошли две повести и рассказы.
Особенность этой прозы в том, что, используя убедительные образы, ясный слог, естественную разговорную интонацию, незатейливые, на первый взгляд взятые из повседневной жизни сюжеты, автор являет исключительную смысловую глубину и многослойность. Для произведений Моловцевой характерна сдержанная эмоциональная вибрация, а не яркий экзальтированный жест. Взволнованный синтаксис, обилие многоточий, элегантная недосказанность, вдумчивые риторические вопросы – всё это создаёт стилистическое своеобразие прозы автора.
Героиня повести «Берега вечности», успевшая искренне полюбить колымские сопки, Якутию, Сахалин, скучает по родной Константиновке – селу в Мордовии. Она волею судеб оказывается в этих местах в одно время со своим братом. И вместе с ним отправляется в Верхнюю Ладку – деревню, где жили их бабушка с дедушкой:
«Да, всё как прежде. Даже трава под ногами – разливанным морем, и в ней уже можно найти и жёлтую кашку, и сиреневые часики, и синие васильки, и запах от неё такой, что кружится голова…
Отчего же чувство, что что-то всё же не так? Чего всё-таки не хватает?
Дороги. Туда, в детство, не было дороги. И не в каком-то там переносном смысле и значении, а в самом прямом, реальном: дорога оборвалась у кладбища».
По крупицам собирая подробности жизни своих родственников, восстанавливая историю своей семьи, человек непостижимым образом обретает себя, становится более цельным. Духовная связь между поколениями становится той ниточкой, которая соединяет прошлое и будущее:
«Бабушка, ты хотела своим внукам чем-то запомниться… и не просто запомниться – ты хотела, чтобы ниточка с твоим уходом с этого берега жизни не обрывалась…»
Семейные ценности в рассказах Моловцевой выходят на первый план. В центре внимания писательницы – нюансы отношений между близкими людьми: супругами Егором и Липой («Летают майские жуки»), четырёхлетним Артёмом и его отцом («Лунный цветок»), умирающей Прасковьей, её дочерью и внучкой («Нитка рябиновых бус») и др.
Нередко автор словно испытывает своих персонажей болью. Они переживают и физические недомогания, и, что гораздо чувствительнее, боль внутреннюю. Ломая их жизни, испытания тем не менее закаляют характер, позволяя сохранить внутренний стержень.
В предисловии к «Берегам вечности» критик Вячеслав Лютый написал: «У Моловцевой конкретный человек как-то исподволь соединяется со своим «душевным эфиром», перетекающим из тайного состояния в наглядное, тем самым придавая человеку удивительную полноту – во многом изначальную, Божественную, о которой цивилизация сохранила лишь смутное воспоминание». В этом смысле проза Натальи Моловцевой возвращает нас к первоначальной, подлинной сути вещей.