Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Да не сгустили!

01 января 2007

ТЕЛЕОТВЕТ

Александр КОНДРАШОВ

На предстоящем телеконкурсе ТЭФИ-2007 в нескольких номинациях представлен многосерийный фильм «Завещание Ленина» (режиссёр – Николай Досталь, автор сценария – Юрий Арабов). Мы почти не сомневаемся, что фильм о Варламе Шаламове станет лауреатом. Однако…

Напомним нашим читателям, что «ЛГ» откликнулась на эту телепремьеру двумя критическими материалами (№ 25), а в № 27 было опубликовано письмо в «ЛГ» дочерей Иулиана Петровича Хренова, возмущённых тем, что их отец создателями сериала был оболган и оклеветан. В этом же номере мы представили неизвестную широкому читателю книгу 92-летнего Михаила Выгона, прошедшего вместе с Хреновым и Шаламовым все круги колымского ада, и даже последний, самый страшный, пережили который единицы, – расстрельную «Серпантинку». Мы опубликовали также объяснительную, так сказать, записку по этому поводу Юрия Арабова – в своём письме сценарист крайне неубедительно оправдывался, но и не подумал извиниться перед родственниками героя известного стихотворения Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое».
Не извинился перед ними и режиссёр фильма Николай Досталь в своём интервью «Новой газете», опубликованном 13 сентября. Но «ЛГ» он всё же помянул: «…пресса в основном была позитивна. Кроме нынешней «Литгазеты», написавшей, как мы всё сгущаем и обобщаем...»
Ах, если бы создатели сериала на самом деле сгущали и обобщали и делали это так же талантливо и сильно, как, например, Алексей Герман в некоторых пронзительных, убийственных по страшной правде сценах фильмов «Хрусталёв, машину!» и «Мой друг Иван Лапшин», где режиссёром был представлен реальный ужас мира «блатарей» и вертухаев!
Смело можно утверждать, что нынешний Николай Досталь не читал моей, ей-богу, позитивной заметки о его фильме «Заповеди Шаламова»
(№ 25). Из уважения к памяти Шаламова я старался писать не о недостатках этого, на мой взгляд, не совсем удачного сериала, динамику реальной жизни и борьбы в котором подменил «контекст лжи» (это выражение – из письма Юрия Арабова), я писал о том, что в нём могло бы быть рассказано, но, видимо, из конъюнктурно-политических соображений упущено.
Далее в интервью «НГ» режиссёр Досталь говорит: «А мне важно, что Солженицын в интервью журналу «Шпигель» сказал о нашем фильме следующее: «…страшную, жестокую, ничуть не смягчённую правду о сталинских лагерях показывал миллионам людей государственный канал «Россия» в телесериале по прозе Варлама Шаламова».
Нельзя не согласиться с Александром Исаевичем: хорошо, что показали «ничуть не смягчённую правду», жалко, что далеко не всю. А та «правда», которую присочинили, оскорбила немногих живых свидетелей, героев и мучеников Колымы. Почему так произошло? Приврали, чтобы усилить «контекст лжи» и представить нашу трагическую историю абсолютно безысходной, несмываемо грязной и кровавой? «Ради красного словца»? «Лес рубят – щепки летят»? А если бы так же по-большевистски беспощадно, как создатели сериала обошлись с реальным историческим персонажем – Иулианом Хреновым, кто-то обошёлся бы с их отцами?
«Вчерашний» Николай Досталь снял, на мой взгляд, безусловно интересный, динамичный, человечный, честный сериал «Гражданин начальник», потом – «Штрафбат», в котором тоже хорошо играли талантливые артисты, но появилась принципиальная неправда о войне и штрафных батальонах («ЛГ» подробно писала об этом). «Сегодняшний» Досталь – это «Завещание Ленина», сериал, на мой взгляд, вторичный, тенденциозный и именно поэтому (а не из-за шедшего в то же время на конкурирующем канале слабенького «Печорина») не имевший достойного Шаламова успеха у зрителей.
Надеюсь, что теперь, приступая к экранизации замечательной прозы Михаила Кураева о кронштадтских событиях 1921 года (в которых, кстати, участвовал и Иулиан Петрович Хренов), «завтрашний» Досталь будет следовать не большевистскому принципу политической целесообразности и «лес рубят – щепки летят», а солженицынскому – «жить не по лжи».
Мы с удовольствием предоставим Николаю Досталю слово на страницах «ЛГ» для ответа на публикации о его фильме. Надеемся также, что он найдёт в себе силы извиниться наконец перед друзьями, детьми, внуками и правнуками Иулиана Хренова. Закончу же словами из упомянутого интервью, которые режиссёру не грех было бы обратить и к самому себе: «До покаяния нам далеко. И пока созреем, уж и каяться будет некому».

Отклики на статьи

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS