На предстоящем телеконкурсе ТЭФИ-2007 в нескольких номинациях представлен многосерийный фильм «Завещание Ленина» (режиссёр – Николай Досталь, автор сценария – Юрий Арабов). Мы почти не сомневаемся, что фильм о Варламе Шаламове станет лауреатом. Однако…
Напомним нашим читателям, что «ЛГ» откликнулась на эту телепремьеру двумя критическими материалами (№ 25), а в № 27 было опубликовано письмо в «ЛГ» дочерей Иулиана Петровича Хренова, возмущённых тем, что их отец создателями сериала был оболган и оклеветан. В этом же номере мы представили неизвестную широкому читателю книгу 92-летнего Михаила Выгона, прошедшего вместе с Хреновым и Шаламовым все круги колымского ада, и даже последний, самый страшный, пережили который единицы, – расстрельную «Серпантинку». Мы опубликовали также объяснительную, так сказать, записку по этому поводу Юрия Арабова – в своём письме сценарист крайне неубедительно оправдывался, но и не подумал извиниться перед родственниками героя известного стихотворения Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое».
Не извинился перед ними и режиссёр фильма Николай Досталь в своём интервью «Новой газете», опубликованном 13 сентября. Но «ЛГ» он всё же помянул: «…пресса в основном была позитивна. Кроме нынешней «Литгазеты», написавшей, как мы всё сгущаем и обобщаем...»
Ах, если бы создатели сериала на самом деле сгущали и обобщали и делали это так же талантливо и сильно, как, например, Алексей Герман в некоторых пронзительных, убийственных по страшной правде сценах фильмов «Хрусталёв, машину!» и «Мой друг Иван Лапшин», где режиссёром был представлен реальный ужас мира «блатарей» и вертухаев!
Смело можно утверждать, что нынешний Николай Досталь не читал моей, ей-богу, позитивной заметки о его фильме «Заповеди Шаламова»
(№ 25). Из уважения к памяти Шаламова я старался писать не о недостатках этого, на мой взгляд, не совсем удачного сериала, динамику реальной жизни и борьбы в котором подменил «контекст лжи» (это выражение – из письма Юрия Арабова), я писал о том, что в нём могло бы быть рассказано, но, видимо, из конъюнктурно-политических соображений упущено.
Далее в интервью «НГ» режиссёр Досталь говорит: «А мне важно, что Солженицын в интервью журналу «Шпигель» сказал о нашем фильме следующее: «…страшную, жестокую, ничуть не смягчённую правду о сталинских лагерях показывал миллионам людей государственный канал «Россия» в телесериале по прозе Варлама Шаламова».
Нельзя не согласиться с Александром Исаевичем: хорошо, что показали «ничуть не смягчённую правду», жалко, что далеко не всю. А та «правда», которую присочинили, оскорбила немногих живых свидетелей, героев и мучеников Колымы. Почему так произошло? Приврали, чтобы усилить «контекст лжи» и представить нашу трагическую историю абсолютно безысходной, несмываемо грязной и кровавой? «Ради красного словца»? «Лес рубят – щепки летят»? А если бы так же по-большевистски беспощадно, как создатели сериала обошлись с реальным историческим персонажем – Иулианом Хреновым, кто-то обошёлся бы с их отцами?
«Вчерашний» Николай Досталь снял, на мой взгляд, безусловно интересный, динамичный, человечный, честный сериал «Гражданин начальник», потом – «Штрафбат», в котором тоже хорошо играли талантливые артисты, но появилась принципиальная неправда о войне и штрафных батальонах («ЛГ» подробно писала об этом). «Сегодняшний» Досталь – это «Завещание Ленина», сериал, на мой взгляд, вторичный, тенденциозный и именно поэтому (а не из-за шедшего в то же время на конкурирующем канале слабенького «Печорина») не имевший достойного Шаламова успеха у зрителей.
Надеюсь, что теперь, приступая к экранизации замечательной прозы Михаила Кураева о кронштадтских событиях 1921 года (в которых, кстати, участвовал и Иулиан Петрович Хренов), «завтрашний» Досталь будет следовать не большевистскому принципу политической целесообразности и «лес рубят – щепки летят», а солженицынскому – «жить не по лжи».
Мы с удовольствием предоставим Николаю Досталю слово на страницах «ЛГ» для ответа на публикации о его фильме. Надеемся также, что он найдёт в себе силы извиниться наконец перед друзьями, детьми, внуками и правнуками Иулиана Хренова. Закончу же словами из упомянутого интервью, которые режиссёру не грех было бы обратить и к самому себе: «До покаяния нам далеко. И пока созреем, уж и каяться будет некому».