Один из старейших музеев России, Пензенская областная картинная галерея, отмечает 120-летие
Суриков, Поленов, Мясоедов, Ярошенко – согласие дали все. К лету 1892 года известие о том, что за тысячу километров в далёкой Пензе по завещанию Н.Д. Селивёрстова затевается строительство Рисовальной школы с учреждением при ней большого художественного музея, успело дойти до Северной столицы.
Благое начинание крайне нуждалось в серьёзной идейной поддержке, и уже осенью того же, 1892 года выставка Товарищества передвижников открылась в стенах ремесленной школы. Выставка была полноценной, не «для галочки», подтверждением чему стало участие в ней таких известных в наши дни произведений, как «Взятие снежного городка» В. Сурикова и «Всюду жизнь» Н. Ярошенко.
А началась вся эта история годом ранее, когда в 1891 году в Пензу приехал знаменитый путешественник и сенатор П.П. Семёнов-Тян-Шанский. Он-то и привёз городским властям завещание своего друга Н.Д. Селивёрстова, бывшего в 1867—1872 гг. генерал-губернатором Пензы, согласно которому последний передавал в дар городу коллекцию своих картин, библиотеку, а также шестьсот тысяч рублей «на предмет покупки дома и учреждения в нём рисовальной школы». При этом дополнительные пятьдесят тысяч рублей в соответствии с волей Селивёрстова должны были быть положены на банковский счёт, дивиденды с которого шли бы на содержание будущего музея.
Начавшееся в 1894 году строительство продолжалось четыре года. Дело велось быстро и с энтузиазмом. К моменту его завершения Императорской академией художеств был назначен и первый директор будущей рисовальной школы – К.А. Савицкий, академик, известный художник-передвижник. Именно на его плечи легла подготовка торжественного открытия нового учреждения.
2 февраля 1898 года просторные светлые залы красивого здания были переполнены. Почётные гости съехались не только из соседних уездов и губерний, но и обеих столиц империи. Как и семь лет назад, к этому событию была приурочена масштабная выставка передвижников с участием ведущих художников, включая И. Репина, Д. Поленова, И. Шишкина. К.А. Савицкий оказался незаменимым на своём посту. Человек высоко образованный, твёрдых убеждений и гражданской позиции, он всего себя отдавал развитию школы и музея: лично проводил экскурсии для посетителей, встречался со слушателями педагогических курсов и учениками отдалённых сёл, приезжавшими в Пензу, устраивал ежегодные выставки работ учащихся и педагогов, организовывал пользовавшиеся большой популярностью у жителей города литературно-художественные вечера. После Октябрьской революции 1917 года в Пензе был открыт краеведческий музей, куда со временем из Рисовальной школы, на тот момент уже носившей название Пензенского художественного училища, перевели и художественный музей. Смутное время стало смутным временем и для музея. В этот период утрачиваются создававшиеся К. Савицким традиции, а также отдельные ценные экспонаты коллекции.
Учитывая данное обстоятельство, Управление по делам искусств РСФСР принимает в 1937 году решение об образовании самостоятельной организации – Пензенской областной картинной галереи. В годы Великой Отечественной войны галерея продолжала полноценную работу, а столетие К. Савицкого в 1944 году было отмечено большой выЗставкой с торжественным открытием и приглашением многих видных деятелей культуры области. В 1955 году по инициативе художников Пензы галерее присваивается имя её первого директора. В 1986 году вся коллекция переезжает в отдельное просторное здание в стиле модерн. Сегодня Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого является не только одной из крупнейших в Поволжье, но и во всей России. Её собрание представлено ценнейшими произведениями русской, советской и западноевропейской живописи.
Визитной же карточкой галереи, принёсшей ей широкую известность за пределами России, стал открытый в 1983 году Музей одной картины. Идея историка-краеведа Г. Мясникова, талантливо воплощённая бессменным на протяжении последних сорока лет директором галереи В. Сазоновым, была на первый взгляд очень проста: привозить из ведущих музеев страны шедевры русской и мировой живописи для всеобщего обозрения. Но как всё было обставлено! Вместо привычного прохождения вереницей вдоль вывешенной на стене картины посетителям предлагалось занять места в зрительном зале, где их ждало театральное либо кинематографическое действо, посвящённое истории создания художественного произведения и его автору. Об уровне этих своеобразных литературно-музейных композиций говорит список задействованных в них актёров: А. Миронов, О. Табаков, В. Тихонов, М. Ульянов, Ю. Яковлев.
Первым экспонатом Музея одной картины не могла стать никакая другая работа, как только «Взятие снежного городка» В. Сурикова. Побывав в Пензе в далёком 1892 году с выставкой передвижников и будучи центром всей экспозиции, она ярко символизировала собой начало истории галереи. По воспоминаниям очевидцев, в первые дни после открытия очередь из желающих попасть в музей растягивалась во всю улицу. Впоследствии в гости к жителям Пензы приезжали многие произведения из золотого фонда русской живописи: «Ковёр-самолёт» В. Васнецова, «Вечерницы» И. Репина, «Сватовство майора» П. Федотова и многие другие. Работает музей и сегодня.
Так, живя динамичной и насыщенной жизнью, Пензенская областная картинная галерея подошла к своему 120-летнему юбилею. Завершающим же этапом всех торжеств и одним из самых ярких действ призвана стать выставка Союза русских художников – «Новое время».
Одноимённая организация, включавшая таких мастеров, как В. Васнецов, И. Грабарь, К. Коровин, Н. Рерих, В. Суриков, существовала в России в 1903–1923 гг. В название её идейного продолжателя для самоидентификации добавлено словосочетание «Новое время». Как и столетие назад, союз собрал под свои знамёна практически все лучшие силы страны в реалистической живописи.
В Пензу Союз русских художников – Новое время приехал в рамках своего передвижного проекта, посвящённого современной жанровой картине. Все включённые в экспозицию произведения носят тематический характер и рассказывают об истории России, культуре её народов, современной деревенской и городской жизни.
Значимость проекта была настолько велика для самих художников, что участие в нём приняли все без исключения мастера жанровой живописи, связанные с объединением: Ю. Блинова, А. Боганис, В. Графов, А. Дроздов, Е. Зайцев, И. Каверзнев, А. Косничев, Ю. Орлов, Д. Петров, В. Самсонова, А. Смирнов, Ю. Ткачёв, М. Фаюстов, Д. Шмарин. Особое внимание в экспозиции привлекают тематические полотна широко известных ещё с советского времени авторов: С. Гавриляченко, Н. Зайцева, В. Сидорова, С. Смирнова, А. и П. Ткачёвых. Эти художники представляют старшее поколение СРХ. Для ценителей пейзажной лирики союз привёз в Пензу работы признанных мастеров этого направления: А. Алёхина, А. Дареева, В. Коркодыма, В. Корсакова, В. Куракса, М. Изотова, А. Мочалина, Ю. Мокшина, В. Орлова, Н. Пластова, В. Страхова, Н. Третьякова, Ю. Федоренкова, Г. Цыплакова-Таёжного.
«Я не только выпускник училища, но и уроженец Пензы, – говорит мастер исторической картины М. Фаюстов. – Мальчишкой, только постигающим мастерство рисования, часто приходил в галерею, бродил по залам, удивлялся развешанным на стенах шедеврам. И мысли не мог допустить, что когда-нибудь мои картины будут демонстрироваться здесь да ещё по поводу такой красивой даты. Так что для меня это – двойной праздник, яркое событие в моей творческой биографии».
Впечатлениями делится один из идейных вдохновителей возрождённого союза, народный художник России Н. Зайцев: «Пенза, галерея, училище – всё это истоки моего пути в изобразительном искусстве. С тех пор были сотни поездок, городов, выставок, но для Пензы в моём сердце всегда остаётся укромный уголок. С уверенностью скажу: если бы во всех регионах нашей страны реалистическому искусству уделялось такое же внимание, как здесь, мы смогли бы создать в России здоровое, высоконравственное общество».
В знак уважения к своей альма-матер и жителям города художники – выпускники училища приняли решение добавить по нескольку картин каждый в экспозицию выставки. Для этого из Москвы, где в настоящее время живут и работают авторы, был организован специальный автомобильный рейс, заранее доставивший произведения в галерею.
«Несмотря на то, что у меня приближается персональная выставка, – рассказывает А. Дроздов, – я намеренно снял с неё добрую часть своих произведений для Пензы, поскольку в нашей организации общее преобладает над частным. Очень хотелось достойно поучаствовать в этом празднике, к которому мы все начали готовиться чуть ли не за год. Внимание, которое оказывает нам местный зритель, будет для меня лучшим стимулом к дальнейшим творческим достижениям».
Сто двадцать лет разделяют выставку передвижников и выставку Союза русских художников – Новое время в Пензе. «Взятие снежного городка» В. Сурикова, «Всюду жизнь» Н. Ярошенко, «Страдная пора» Г. Мясоедова, «По морозцу» С. Смирнова, «Юность» Н. Зайцева, «Хлеб войны» А. Дроздова. И тогда, и сегодня устроителям очень хотелось, чтобы праздник с ними разделили лучшие живописцы страны. И в конце XIX, и в начале ХХI века залы наполнены светом, праздничной атмосферой, приподнятым настроением, гулом обсуждения и общения.
«Да оправдается всё доброе, положенное в основу этого нового учреждения», – говорил в 1898 году К.А. Савицкий. Чаяния выдающегося художника и общественного деятеля оправдались сполна.