И года не прошло с выхода в отечественный прокат с небольшим интервалом сразу двух картин об известном сюрреалисте – драматической «Быть Сальвадором Дали» и комедийной «В ожидании Дали». Несмотря на разную тональность тех произведений, было в них и нечто общее – зрителям в обоих случаях предлагалось как бы подсмотреть за художником глазами «простых смертных», в зависимости от сюжетной ситуации видящих в нём либо человеческую, либо мифическую сущность. А вот в новинке «Даааааали!» дела обстоят несколько иначе: режиссёр-абсурдист Квентин Дюпье последовательно вводит зрителя в состояние, что называется, изменённого сознания, в котором, судя по всему, и жил сам сюрреалист.
Пожалуй, обласканный критиками, завсегдатай европейских фестивалей Дюпье – лучшая кандидатура на роль постановщика фильма о таком самобытном творце, как Дали. Фильмография у него весьма специфическая: нелепые сюжеты, хронометраж, редко превышающий полтора часа, и ко всему прочему необычайная продуктивность (за три последних года пять новых картин). Сюжетный каркас у «Даааааали!» довольно тривиальный: молодая журналистка (Анаис Демустье) пытается взять интервью у своенравного художника, но раз за разом, в основном по вине самого художника, это сделать не получается. Однако, несмотря на столь незамысловатую структуру истории, фильм едва ли можно назвать лёгким для просмотра. Это безумная фантасмагория длиною в 77 минут, притом ещё и перегруженная сложными конструкциями, такими как «сон внутри сна» и «фильм внутри фильма». Дали, которого тут воплотили сразу аж пять актёров, меняет свой облик прямо между кадрами, а нормальное восприятие времени и пространства так и вовсе выводится за скобки. К середине фильма уже сложно сказать, когда и где происходят показываемые события, не сон ли это или какое-нибудь видение, посетившее художника. Некоторые использованные тут сценарные приёмы с каждым разом становятся всё менее забавными и начинают напоминать неоднократно повторенную шутку, но при этом всём каждый раз умудряются шокировать зрителя. Недоумение – наиболее точное описание тех эмоций, что остаются после просмотра новой работы Дюпье. Но, если так задуматься, схожие впечатления у многих и от картин Дали. В этом смысле французскому абсурдисту удалось превосходно передать дух творений испанского сюрреалиста.
Что же касается образа самого Дали, то он тут до предела карикатурен. Во всех своих пяти ипостасях он предстаёт обитателем собственных грёз, в некотором смысле их заложником, путающим сон с явью. Он непредсказуем, надменен и до жути тщеславен, но в то же время боится воды без газа, не может с точностью ответить на вопрос, сколько ему лет, и при всей показной неприступности склонен менять свои решения.
Резюмируя сказанное выше, если Мэри Хэррон своим «Быть Сальвадором Дали» отвечала на вопрос, кем был Дали-человек, а Давид Пужоль своим «В ожидании Дали» – кем был Дали-феномен, то Квентин Дюпье наконец-то (!) снял фильм о том, кем был Дали-художник. Получилось интересно, но совсем уж на любителя!