«Наступает октябрь 1917 года. К власти приходят большевики во главе с В. Лениным. Революционные преобразования, немедленно начатые большевиками, вполне отвечают масштабу ожиданий (русского общества. – Ред.) и неслыханны по своему размаху. Некоторые представители культуры Серебряного века – Блок, Волошин, Клюев, Есенин и другие – принимают Революцию как исполнение чаяний о возвращении Святой Руси. Блок в поэме «Двенадцать» вдохновенно живописует комиссаров, тайно ведомых самим Христом. Клюев создаёт эпический образ «Красной Руси», которая является местью романовской династии за раскол (церковный, XVII века. – Ред.), увлечение Западом и отчуждение от русской стихии и возвратом народного начала. Клюев оправдывает даже красный террор – «убийца красный святей потира», пишет он. Максимилиан Волошин распознаёт в «комиссарах дух самодержавья». С необычной яркостью описывает мистическое воприятие большевизма писатель А. Платонов в романах «Чевенгур» и «Котлован», где революция и первые послереволюционные годы представлены как свершившееся преображение мира, наполнение его всеобщей благодатью, восстановление райского безгрешного состояния».
Приведённая цитата весьма красноречиво характеризует свойства учебника, разработанного известным современным философом и политологом Александром Дугиным. Стиль, которым написано это учебное пособие, как видим, совершенно не типичен ни для прежней, советской педагогической школы, ни для новой российской. «Лапидарность», категоричность (на грани без-
апелляционности), местами яркая, но чрезвычайно ёмкая метафоричность, а где-то скупо-сухая академичность – эти языковые «инструментальные» средства, использованные вместе, делают новый труд Дугина заметным феноменом в сфере гуманитарного просвещения. Казалось бы, с помощью такого сильно концентрированного языка весь учебник можно было бы вместить в две сотни страниц, да ещё и на комментарии хватило бы места. Ан нет, эта работа чрезвычайно увесиста и максимально, насколько позволяет «формат», энциклопедична. Здесь так или иначе представлены все области, относящиеся к познанию человека, общества, государства.
Литературно-философский аспект в произвольно выбранном и процитированном выше отрывке – всего лишь одна из примечательных особенностей книги, рекомендованной автором «для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и студентов начальных курсов вузов, а также преподавателей».
Грешит ли дугинский учебник субъективизмом? Разумеется. Но во всяком случае – не больше, чем все его «предшественники», сильно ограниченные рамками прежней тоталитарно-воинственной идеологии, или «современники», зачастую впадающие в антитоталитарный восторг.