Поводов для написания отзыва на книгу «Далекие годы» Константина Паустовского было несколько. Хотя бы юбилей автора. 31 мая 2017 года Константину Георгиевичу исполнилось бы 125 лет.
Автобиографическая повесть «Далекие годы» - это истории-воспоминания из детских лет писателя. В книге автор рассказывает о семье, родственниках, учителях, ярко описывает их характеры: «Маленький, седой, с бесцветными добрыми глазами. Ах, дед Максим Григорьевич! Ему я отчасти обязан чрезмерной впечатлительностью и романтизмом» («Дедушка мой Максим Григорьевич»).
«Бабушка вся светилась лаской и грустью. Несмотря на разницу лет, у нас было много общего. Бабушка любила стихи, книги, деревья, небо и собственные размышления» («Сон в бабушкином саду»).
Год экологии, объявленный в России, также дал повод обратиться к творчеству мастера. Паустовский много путешествовал, писал о природе. Открываем книгу – и вот перед нами лето в Городище «с его страшными грозами, шумом деревьев, рыбной ловлей, зарослями ежевики» («Караси»).
А вот вместе с автором мы вдыхаем ароматы киевской весны: «Весна в Киеве начиналась с разлива Днепра. В Киеве начинался и другой разлив – солнечного сияния, свежести, теплого и душистого ветра» («Гардемарин»).
Читая главу «Пустынная Таврида», любуемся крымскими пейзажами: «Крым поднялся из морской голубизны, как остров сокровищ. Облака лежали на вершинах его сиреневых гор».
Навсегда запала в душу писателю средняя полоса России: «Мне нравились ее леса, заросшие дороги, разговоры крестьян» («Брянские леса»).
Любовь к природе проявлялась у Паустовского бережным отношением. «Уже тогда, мальчиком, я любил сады, деревья. Я не ломал веток и не разорял птичьих гнезд», - пишет он в главе «Кишата».
В воображении маленького мальчика природа оживала: «Цветы чудились мне тогда живыми существами. Резеда была бедной девушкой в сером заштопанном платье. Желтые чайные розы казались молодыми красавицами. Клумба с анютиными глазками походила на маскарад» («Розовые олеандры»).
Третий повод обращения к произведениям классика литературы подсказал календарь. 24 мая – День славянской письменности и культуры, 25 мая – День филолога. Жизнь Паустовского с ранних лет была связана с литературой. Об этом мы тоже читаем в книге «Далекие годы».
«Я приходил в сад с тетрадкой, ложился на землю и писал стихи. В них все тонуло в расплывчатой грусти» («Один на большой дороге»).
«– Я буду писателем, – сказал я и покраснел. Лазарь Борисович говорил: – Это большое дело, оно требует настоящего знания жизни. Одно могу вам сказать – идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки. Кругом, всюду – в театры, в больницы, в шахты и тюрьмы. Чтобы жизнь пропитала вас» («Маленькая порция яда»).
Книга «Далекие годы» - это еще и воспоминания об известных людях, с которыми был знаком Константин Георгиевич.
Например, Киевскую гимназию, где учился будущий писатель, с визитом посещал император Николай II. «Николай подошел ко мне. Он посмотрел на меня, привычно улыбнулся одними глазами и спросил: «Как ваша фамилия?». Я ответил» («Выстрел в театре»).
Выпускником этой же гимназии был Михаил Булгаков. Его автор описывает в главах «Осенние бои» и «Господа гимназисты»: «Почти всегда в первых рядах победителей был гимназист с задорным вздернутым носом – будущий писатель Михаил Булгаков. Он был старше меня, но я хорошо помню стремительную его живость, беспощадный язык. Булгаков был полон выдумок, шуток, мистификаций».
В старших классах Паустовский посетил лекцию Бальмонта: «Вошел Бальмонт. Серые глаза смотрели поверх голов загадочно и даже высокомерно. Он заговорил тягучим голосом» («Преподаватели гуманитарных наук»).
Отец Константина был знаком с Врубелем. Встречался с художником и мальчик: «Нам открыл худенький человечек в поношенном пиджаке. Лицо, волосы и глаза у него были такого же цвета, как и пиджак, – серые с желтоватыми пятнами. Это и был художник Врубель. Мне не верилось, что такие большие картины на стене мог нарисовать этот худенький человек» («Красный фонарик»).
«Далекие годы» - это не просто о детстве, это своего рода метафизика детства. Накануне Дня защиты детей приведу слова из главы «Брянские леса»: «В детстве все было другим. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И в тысячу раз загадочнее была родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа».
Остается добавить, что «Далекие годы» - это признание в любви к родной земле, природе, людям и жизни.
Мария Бегишева