В так называемый нулевой день работы XXIII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2019) на легендарном ледоколе «Красин» прошёл круглый стол, посвящённый исследованиям Мирового океана и развитию Северного морского пути и полярных территорий. Он был приурочен к 60-летию атомного ледокольного флота страны, обсуждалась роль судостроения и судоходства в развитии Северного морского пути и Приполярья.
В кают-компании филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – ледокола «Красин», старейшины ледокольного флота – собрался цвет отечественного судостроения: учёные, эксперты, работники музеев. Среди участников круглого стола были президент Объединённой судостроительной корпорации России (ОСК) Алексей Рахманов, директор НИЦ «Курчатовский институт» Александр Благов и его заместитель по специальным проектам Валерий Устинов, заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, многие ведущие специалисты судостроительной отрасли. Авторитетное собрание стало прелюдией к сессии «Мировой океан. Новые подходы к управлению, изучению и сбережению», которая состоялась 6 июня, в первый день работы ПМЭФ-2019.
Открывая заседание, Алексей Рахманов рассказал о строящихся и проектируемых в ОСК ледоколах и судах ледового класса. Перед присутствующими как бы ожила и история ледокольного флота России – от подошедшего к Кронштадту в 1899 году первого ледокола «Ермак» (он, кстати, стоил тогда империи почти немыслимые 1,5 миллиона рублей, но довольно быстро себя окупил) до современных сверхтяжёлых атомных судов.
Генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова особо отметила важность сохранения и популяризации морского наследия России. По её словам, ледоколы «Красин» и «Ленин», НИС «Витязь» уже сами по себе заслуживают права стать объектами культурного наследия ЮНЕСКО.
Вячеслав Рукша с позиций «Росатома» рассказал о задачах корпорации по развитию Северного морского пути. А вот известный телеведущий Сергей Брилёв, который, о чём не многие знают, является президентом Института Беринга–Беллинсгаузена по изучению обеих Америк (Монтевидео), в своём докладе сообщил о работе этого международного научного заведения, отметил важную роль бизнес-сообщества в финансировании научных исследований и инициатив института.
Также в мероприятии приняли участие заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков, руководители ряда производственных предприятий, конструкторских бюро и верфей ОСК.
Обсуждением достижений и проблем дело не ограничилось. Были подписаны соглашения о сотрудничестве между АО «ОСК» и Росморречфлотом по вопросам подготовки студентов и аспирантов учебных заведений Росморречфлота, прохождения ими практики на судах и трудоустройства на предприятиях корпорации. Своё соглашение подписали АО «Центральное конструкторское бюро «Алмаз» и ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Все эти соглашения направлены на реализацию проектов, приуроченных к 200-летию открытия Антарктиды.
Владимир Шемшученко,
собкор «ЛГ», Санкт-Петербург