Струна земли и неба: Стихотворения. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2008. 360 с.: ил.
Новая книга стихотворений народного поэта Бурятии Баира Дугарова «Струна земли и неба» отражает широкий спектр художественных поисков автора в контексте не только родной бурятской культуры, но и единого духовного пространства Азии и Европы.
Неслучайно книга эта написана на русском языке. В образовавшемся постсоветском пространстве притяжение русского языка огромно, поскольку даёт литератору возможность обратиться к гораздо более широкой аудитории.
Прошлое, настоящее и будущее в творчестве Б. Дугарова – единое целое, требующее глубокого осмысления, ставящее метафизические задачи перед художником. Само название книги «Струна земли и неба» – концептуально. Соединение реально-земного с тонким небесным – задача не из простых. Только чувствуя связь с древними архетипами, творец способен нести такую ношу.
Любовью, памятью я жив на свете,
и я несу, как завещанье, свет
всех тех, кого уж нет тысячелетья,
кого вчера лишь только нет.
И если мне под этим небосводом
дано любить и помнить много лет,
то лишь затем, чтоб я озвучил словом
молчанье тех, кого уж нет.
Книга разделена на четыре части, основные – философская и лирическая линии. Нравственный поиск, сложный духовный путь – вот что создаёт образ лирического героя. Это стихи-раздумия, стихи-прозрения. И особая, высокая тревога. Тревога не за житейское, сиюминутное, а за вечное, непреходящее. За одухотворённое, освещённое надземным светом пространство. Ритм этих стихотворений – тонкая вибрация мысли, музыка размышления. Лироэтические медитации – вот, пожалуй, что представляют собой произведения Дугарова. Но это не значит, что они лишены образности, вещности, эмоциональной экспрессивности. «Есть счастье такое – жить на окраине мира и просыпаться от запаха предутренних трав», «…Я – живу. Эй, земля, уплывающая в синеву! Представляешь, родная, как здорово это – живу!»
Парадоксы – основа поэтики Баира Дугарова. Расхождение путей человека и природы в наше технократическое время особенно беспокоит поэта. Куда идёт человек? Слышит ли он зов земли? Сколь губительна для него глухота и отвердение сердца? Опираясь на многовековой опыт восточных религий, языческие и христианские традиции, поэт пытается снять дамоклов меч, висящий над головой всего человечества.
Как примирить звезду и быт,
гром роботов и дробь копыт,
монаршей милости тавро
и дар перуновый – перо?