В молдавском обществе наряду с COVID-19, захлёстывающим страну, вновь ожил антипушкинский вирус. К этому подтолкнули недавняя кончина и шумные похороны Николая Дабижи – писателя, главного редактора националистического еженедельника «Литература ши Арта» («Литература и искусство»). Кроме того, он был главой унионистского Форума бессарабских румын, почётным членом Румынской академии наук – занимал немало разных постов.
При этом в уже забываемом советском прошлом будущий русофоб был щедро обласкан властью: депутат Верховного Совета СССР, лауреат Государственной премии МССР и премии молдавского комсомола имени Бориса Главана, член бюро ЦК комсомола Молдавии. Естественно, состоял и в КПСС. Но это было. А теперь, после его кончины, в муниципию Кишинёва обратилась группа его сторонников фактически с требованием переименовать улицу Александра Пушкина в улицу... Николая Дабижи. Так ли всё это неожиданно?
Шельмование Пушкина в Молдавии начал в 1994 году именно Дабижа, уже возглавивший тогда газету «Литература ши Арта». Там в феврале 1994-го появилась пространная статья Тудора Кжокару «Мы и Россия». Автор представил букет «антирумынских» прегрешений совсем молодого Пушкина, отбывавшего ссылку в Кишинёве, с цитатами из него якобы в защиту внешней политики царя.
В то время я возглавлял русскоязычную правительственную газету «Независимая Молдова», мы опровергли научно несостоятельную аргументацию статьи. Нас особо возмутил дикий призыв автора переименовать улицу Пушкина и убрать из пушкинского парка памятник работы выдающегося скульптора Опекушина, установленный ещё в 1885 году.
На какое-то время унионисты утихли, но спустя пять лет вспенилась вторая волна – как раз к пушкинскому двухсотлетию в 1999 году. Опять начал Николай Дабижа, опубликовав пару статей второразрядных литераторов. Серьёзнее, тревожнее и позорнее оказался антипушкинский демарш ведущих молдавских писателей во главе с тогдашним председателем Союза писателей республики Михаем Чимпоем. Никто из них не приехал в предъюбилейный день в село Долну на чествование русского поэта в его доме-музее, никто не пришёл к столичному монументу Пушкину 6 июня 1999 года на массовое торжество, где собрались и обычные почитатели поэта, и представители общественности, руководители республики.
Ныне начавшаяся антипушкинская выходка с переименованием ставшей родной для Кишинёва пушкинской улицы – третий удар унионистов по великому русскому поэту и сотням тысяч его читателей в Молдавии. Они даже не могут представить себе без такой улицы город, где жил и творил поэт, город, который вписан навеки в его биографию. И сколь же лицемерными кажутся сегодня слова Николая Дабижи, произнесённые им, кстати, незадолго до начала первой антипушкинианы новых Дантесов: «Мы гордимся тем, что первым языком, на который был переведён Пушкин, был молдавский».
Обдумывая всё это, соглашаешься с мнением Михаила Швыдкого, спецпредставителя Президента РФ по международному культурному сотрудничеству и, кстати, лично знавшего покойного молдавского поэта: «Убеждён. в такого рода переименованиях есть какая-то пошлость». А по-моему, ещё и настоящая подлость. Вывод же Михаила Швыдкого, что упомянутая скандальная инициатива придумана врагами Молдовы и России для того, чтобы столкнуть их между собой, – точный диагноз происходящего. Также впечатлил меня отклик на эти события известного молдавского бизнесмена, депутата Кишинёвского муниципия Василия Киртоки, обнародованный им на днях в социальных сетях: «Можно быть убеждённым националистом и унионистом, но нельзя быть идиотом».
Борис Мариан, поэт, член Союзов писателей Молдавии, России, Украины, Кишинёв