Эрик Григорьевич Юдин / Под ред. Б.Г. Юдина. – М.: РОССПЭН, 2010. – 399 с. – (Серия: Философия России второй половины XX века).
Книга посвящена мужественному человеку и блестящему философу, одному из основоположников системного подхода в русской философии и науке Эрику Юдину.
Первую её часть составляет подборка архивных документов, отражающая события, которые можно условно назвать «процессом Юдина». После XX съезда КПСС он выступил с требованием развёртывания гласности в стране, был за то подвергнут публичному шельмованию, а затем арестован и осуждён.
Когда читаешь эти сухие страницы давнишних архивных документов, на которых запеклись метания, страдания, муки и кровь людей, поражает быстрота, с которой людей «ломали». Никто не должен быть замечен в том, что собирается уклониться от осуждения выявленного «врага». А если кто-то пытается смягчить участь последнего – значит, сам враг. Так происходило коллективное изнасилование совести десятков людей. Гонители с лёгкостью сами превращались в гонимых. Коллеги, осуждавшие Юдина и предлагавшие вынести ему выговор, но не увольнять из института, вскоре исключаются из партии и лишаются работы за «пособничество». Райкомовцы, уволившие Юдина из института, но не исключившие его из партии, вскоре получают взыскание и увольняются за «мягкотелость».
В чём обвиняли Юдина? Он посмел самостоятельно думать, по-своему излагал философию на лекциях, учил студентов критическому мышлению. То есть он посмел быть философом!
Авторы воспоминаний особо отмечают не только испытанное ими влияние тех или иных теоретических идей Юдина, но и обаяние его личности. Главной его чертой все не сговариваясь называют самостоятельность мышления, то, что он был внутренне свободным человеком.
Юдин после заключения сумел вернуться в науку. В своих трудах он достиг соединения системного подхода с теорией деятельности. У него было великолепное чувство перспективы, которое может быть присуще только очень ясному и организованному уму, способному видеть главное.
Наиболее перспективные идеи рождались у Юдина в диалоге с представителями конкретных наук, при обсуждении методологических проблем этих наук. Философ сегодня – это во многом коммуникатор, медиатор, ему профессиональный долг предписывает быть мастером общения. Юдин владел этим даром от природы. Философ может прояснить специалистам те исходные основания, которыми они руководствуются, философская методология играет в нём своего рода повивальную роль. Согласно Юдину ныне задача методолога не в сведении сложного к простому. Объект становится предметом изучения нескольких наук, и задача методолога заключается в построении такой картины, которая бы увязывала всё в единое целое. Эти идеи Э.Г. Юдина как никогда современны.
Идеи Юдина живут. Потому что за ними – подлинные и честные искания громадного ума.