Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 сентября 2025 г.
  4. № 37 (7001) (17.09.2025)
Культура

Дарохранительница

17 сентября 2025
Регина Никифорова и Юрий Григорович на репетиции в Большом театре. За ними – Наталия Бессмертнова / МИХАИЛ ЛОГВИНОВ

Александр Колесников

Большой театр России чествует легендарного балетного педагога, балетмейстера, заслуженного деятеля искусств РФ Регину Семёновну Никифорову.

65 лет из своих 90 она работает в Большом театре. Её знают, всегда ждут и помнят также в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в театрах Новосибирска, Краснодара, Кишинёва, Тбилиси, Уфы, Алма-Аты, Стамбула, Праги, Рима, Сеула, Минска, Софии… – везде, где она как педагог или ассистент балетмейстера Юрия Григоровича работала над постановками около полусотни балетов разных стилей. Это трудно представить, даже зная неуклонное стремление Регины Семёновны к точной фиксации хореографических текстов, имеющих для неё высшую ценность. Она не терпит ретуши, подновлений, отсебятин, стойко борется именно за права хореографа, сохранность его сочинения во времени.

Именно быстротекущее время – первый враг сочинений, оно размывает их первоначальный облик и смыслы. Но Никифорова смогла и время поставить на службу русскому балету, запечатлев в своей баснословной хореографической памяти не просто тексты как таковые, но саму атмосферу рождения или возобновления легендарных спектаклей академического и современного репертуара. Начиная с 1960 года как артистка балета она участвовала в постановках Леонида Лавровского, Фёдора Лопухова, Леонида Якобсона, Ростислава Захарова, наконец, Юрия Григоровича, который и выделил её каким-то даром провидения из многочисленной балетной семьи и поставил педагогом-репетитором, то есть чуть над всеми. Словно знал – она всё запомнит, сбережёт и ничего не отдаст на волю случая. Так и вышло – Регина Семёновна собрала воедино все знания о профессии, какие могла, и последние полвека, основываясь на них, ежедневно держит строй русского балета.

Никакие превратности судьбы, общие для её военного поколения, не помешали ей прийти на сцену Большого театра, прослужить на ней отведённый артистам срок, перейти в другую творческую ипостась и открыть себя как педагога редкостного терпения, вкуса и такта. Её базовые профессиональные принципы – внимание к деталям и целому, знание стиля, музыки, психологии творчества, выявление своих способностей в ансамбле, в сотворчестве. Ведь облик балетной труппы определяется не присутствием и количеством звёзд, но кордебалетом, то есть ансамблем, целым, единством всего, что в балет заложено.

Регина Никифорова человек системный во всём. В 1992 году она вместе с Ниной Кудрявцевой с благословения Юрия Григоровича создала одну из самых влиятельных международных балетных институций: Benois de la danse – «Балетный Бенуа». Этот балетный «Оскар» на протяжении тридцати лет структурирует поиски мирового хореографического искусства, выделяя в нём лучшее и знаменательное.

Влияние Регины Никифоровой в сообществе, её жизненный пример и деяния с годами становятся всё очевиднее. Они и раньше не были скрыты. Сегодня же, в эпоху хореографического кризиса, их можно назвать энергосберегающими. Всё, что она делала и делает для русского балета, бесценно.

Обсудить в группе Telegram

Александр Колесников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дмитрий Томилин: «Негосударственное образование нельзя убить…»

    15.09.2025
  • «Наш Лавров»

    15.09.2025
  • Так говорил Петров

    14.09.2025
  • «Классическая музыка – моя страсть»

    14.09.2025
  • Нескончаемая дуэль и сатисфакция

    13.09.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS