Бунин без глянца / Сост. П. Фокин и Л. Сыроватко. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. – 382 с.
Иван Бунин был первым русским лауреатом Нобелевской премии. И одним из немногих лауреатов, чьё имя не было забыто вскоре после награждения. Кто такой Шпиттелер, вы помните? А имя Мартинсона вам что-нибудь говорит? Вот именно… К счастью, среди нобелевских лауреатов есть и такие, чьё творчество выдержало испытание временем, и «последний русский классик» Бунин – среди них.
Помимо воспоминаний о характере и привычках Ивана Алексеевича книга содержит замечательные сведения о секретах его творчества. «Работал он не только над своими рассказами, по несколько раз им переписывавшимися, – свидетельствовал Александр Бахрах. – Одновременно он записывал в различные тетрадки с картонными обложками различных цветов, до которых был большой любитель, какие-то словечки, обрывки будущих диалогов для ещё нерождённых произведений, составлял списки пришедших ему на память областных выражений… и даже списки ругательств, собирал по категориям имена и отчества для своих будущих героев, уверяя, что для каждого писателя необычайно важно дать своему герою подходящее имя». Валентин Катаев вспоминал, что Бунин настоятельно советовал ему писать от руки: «…само творчество, самый процесс сочинения, по-моему, заключается в некоем взаимодействии, в той таинственной связи, которая возникает между головой, рукой, пером и бумагой».